Федеральная антимонопольная служба предлагает закрыть прореху в законе, через которую утекает государственное имущество. Недобросовестные чиновники могут продавать его через региональные унитарные предприятия: государственные (ГУП) или муниципальные (МУП). Если обязать их проводить торги, это прекратится, считает глава ФАС Игорь Артемьев. Опрошенные РБК юристы и эксперты с ним согласны.
«Через такую передачу имущества государство теряет миллиарды - по сути, это воровство», - сказал глава ФАС РБК. Про эту «дырку» по продаже госимущества Артемьев уже поговорил с президентом, который, по его словам, дал «соответствующие поручения». Поправки можно внести в закон о приватизации, о защите конкуренции (в статью, регулирующую заключение договоров с государственным и муниципальным имуществом) или в Градостроительный кодекс. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков воздержался от комментариев.
Скандалы с «оптимизацией» непрофильных активов через офшоры или «содействием» заключению договора аренды руководстводителями ГУП и МУП вспыхивают нередко, рассказывают юристы.
Так, например, в прошлом году МВД сообщило об аресте экс-замдиректора ФГУП «Центр финансового и правового обеспечения» Управления делами президента, который подозревался организации коррупционной схемы. Ее смысл сводился к тому, что у предпринимателей вымогались деньги за «содействие» в аренде помещений, принадлежащих ФГУП.
Такие случаи нередки, говорит партн 1000 ер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Никита Кондрашов. «Часто, если реальная аренда 100 тыс. за квадратный метр, они говорят: вы нам заплатите, условно, 10 миллионов, мы вам сдадим по 10 тыс. Люди берут в аренду на длительный срок и сдают другим — уже по нормальной ставке», - поясняет он. Директор ФГУП — это прибыльная профессия, добавляет юрист.
Поэтому, отмечает Кондрашов, обязанность проводить торги у МУП и ГУП надо предусмотреть при любом распоряжении имуществом, в том числе и при аренде.
Другой способ «распорядиться» активами — вывести их в офшоры. В середине прошлого года СМИ сообщили о задержании в Санкт-Петербурге гендиректора ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия» Александра Шаповалова. Ему предъявили обвинение в злоупотреблении полномочиями, а параллельно выяснилось, что ФГУП уступило права на целый ряд активов гонконгским офшорам. По версии Шаповалова, это было сделано в целях своеобразной оптимизации: чтобы избавить предприятие от этого имущества, а затем использовать для коммерческих проектов.
Введение торгов может не решить проблему полностью, хотя бы ввиду возможных злоупотреблений при их проведении. Но торги повысят прозрачность и обеспечат доступ к имуществу всем участникам рынка, говорит председатель генсовета некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции» Анна Нумерова. От этого выиграет малый бизнес, отмечает она.
«Это правильная инициатива. Торги позволяют унифицировать процесс», - отмечает и гендиректор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро. При этом важно, чтобы торги проводились в электронной форме, уточняет он. «Добросовестный мотивированный управленец может провести торги эффективно и без электронной формы, но таких управленцев пока в отрасли в целом немного», - сказал он.
Действующее законодательство действительно устроено таким образом, что при участии недобросовестного чиновника МУП и ГУП могут продавать имущество за бесценок без торгов и аукционов, говорит партнер компании «Налоговик» Роман Терехин. «Если эту прореху закрыть, то использование других схем очень осложнится и сведется к минимуму», - считает он. Продать имущество с выгодой для себя чиновники все равно смогут, но тогда придется вступать в сговор с несколькими должностными лицами, манипулируя торгами и их результатами.
Законодатель уже пытался ограничить распоряжение имуществом МУПами и ГУПами, предусмотрев необходимость согласия собственника, говорит Никита Кондрашов из «Юрлов и партнеры». «Тут мы вплотную подходим к проблеме недобросовестного чиновника», - поясняет он. Торги полностью проблему не решат, особенно если они будут проводиться «камерно». Другое дело, рассуждает он, что их результаты легче будет оспорить.
Торги сами по себе добросовестными не станут, говорит Кондрашов. За их честностью и справедливостью должны следить госорганы, и лучший кандидат — ФАС, считает он. Непрозрачная реализация имущества ГУП и МУП приводит к ограничению конкуренции, указывает и руководитель антимонопольной практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова. В ФАС поступает большое количество жалоб в связи с этим, отмечает она и логично, чтобы этот орган следил за торгами.
«Практика показывает, что в существующей системе торгов хозяйствующие субъекты находят лазейки. ФАС это контролирует, пресекает, рассматривает жалобы — также и с МУП и ГУП будет», - рассчитывает она.
Сергей Габестро считает, что уже на законодательном уровне важно предусмотреть такой механизм, чтобы торги «обеспечивали реальную конкуренцию, а не проводились формально на аффилированных площадках», иначе у ФАС может прибавиться полномочий, а результат не изменится, опасается он.
Елена Малышева