За основу заседания Премьером был взят фундаментальный отчет международных организаций, в частности исследование судьбы украинского леса Сэмом Лоусоном, изложенное им на сайте Earthsight и переведенное на украинский язык.
Earthsight дает оценку нелегальных рубок леса в разных странах мира. Earthsight Investigation базируется в Лондоне, главой организации является Том Джонсон. Тара Ганеш, сотрудница ФЛЕГТ ЕС (программа ЕС по борьбе с нелегальными лесозаготовками и связанной с ними торговлей), давала интервью европейским СМИ в Австрии по обнародованному отчёту. Об участии Ганеш в исследовании по Украине, упоминается в комментариях украинского активиста Николая Петиченка. Он лично заявил в соцсетях о том, что предоставленные им для британского исследования данные не являются сфальсифицированными.
В своем исследовании в отношении нелегальных рубок Earthsight указывает: «… доказательства должны быть содержательными, а не голословными, чтобы их можно было рассматривать в судебных инстанциях». В отчете по Украине организация ссылается на официальный сайт Госстата Украины на домене ukrstat.gov.ua.
Такие исследования принимаются к рассмотрению в структурах ООН, Евросоюза, международных судах и других правозащитных организациях – в них есть ссылки на официальные документы государства. Earthsight утверждает, что в незаконных рубках виновно Государственное агентство лесных ресурсов Украины и подчиненные ему ведомства. Евросоюз по этому поводу имеет аналогичную точку зрения: нелегальной считается рубка, которая осуществлена с нарушениями национального законодательства. В случае Украины существует только две структуры вправе сделать вывод о легальности или нелегальности заготовки древесины – Государственная лесная охрана, которая подчинена Государственному агентству лесных ресурсов, и Государственная экологическая инспекция Украины.
Авторами британского исследования приведены документально подтвержденные происхождение и методика, которые определяют объем незаконных рубок. В отчете на предмет незаконных рубок говорится об обследовании 118 лесозаготовительных участков в Украинских Карпатах и 140 участков на Полесье. Установленные таким образом показатели достигают 38-44% незаконного общего производства и экспорта древесины.
Руководство Гослесагентства остается единственными людьми в стране, которые упорно «не видят» масштабов контрабанды леса из Украины. Ведомство оказалась основным выгодоприобретателем от наложенного президентом Петром Порошенко вето на закон, которым вводились меры по предотвращению незаконного вывоза леса. Сомнения в серьезности исследования Earthsight о масштабных нарушениях в украинских лесах объясняются тем, что исследователи использовали более широкие массивы данных, чем те, которые предпочитает предоставлять Держлесагентство. Информация, которая была представлена премьер-министру и на основании которой принималось решение о масштабных проверках лесхозов была абсолютно качественной, а сам аудит – давно необходимым.
Украинский премьер пытается выстроить новую модель современного экономического состояния отечественной лесной отрасли. Владимир Гройсман понимает, что системный кризис, который вот уже несколько лет подряд прогрессирует в лесной отрасли, возник по причине дисфункции управления Государственного лесного агентства. Ни двойное финансирование лесной отрасли южных регионов, ни внедрение инноваций, ни программы по диверсификации лесной экономики не способны преодолеть этот кризис. Поскольку Гослесагентство везде хочет наследить и получить свою долю рентного пирога.
По данным Государственного агентства лесных ресурсов Украины, 7600000 га (73%) украинских лесов находятся во владении государства, 1300000 га (13%) в коммунальной собственности и 14% – другая форма. Сосредоточение большей части лесов Украины в собственности государства в сочетании с несовершенством законодательства, коррумпированностью государственных лесных предприятий и таможенных органов – создают широкое поле коррупционных возможностей относительно незаконных рубок и экспорта миллионов кубометров древесины ежегодно.
Какие выводы тут напрашиваются? Что дальше? Пока Гослесагентство играет в отрицание полевых исследований с английской неправительственной организацией, выискивая новые поводы вырубить и вывезти как можно больше леса, негативные процессы, которые происходят в области по вине именно этого ведомства, выстреливают в его же сторону.
Что получит Украина в случае победы Кабмина? Децентрализация лесного хозяйства приведет к постепенному увеличению занятости, повышению зарплат, увеличению поступления налогов и взносов с фонда оплаты труда. Приватизация не только повысит заинтересованность новых хозяев леса в получении прибыли, но и в устойчивом развитии отрасли. Частный хозяин будет искать наиболее оптимальные пути чтобы уберечь лес, чтобы он стал стабильным источником благосостояния.
Баланс функций лесного хозяйства будет смещен в сторону экологических интересов. Отсутствие единой государственной политики в ведении лесного хозяйства и так привело к разбалансировке отрасли, снижение социальной и экономической роли леса.
В распределении функций государства в сфере лесного хозяйства предлагают ликвидировать Государственное агентство лесных ресурсов Украины. Взамен на базе нынешних гослесхозов предлагается создать единую государственную лесохозяйственной структуру – лесной холдинг. В условиях отсутствия квалифицированного управления со стороны Гослесагентства и запрета экспорта необработанной древесины, отсутствие такой организации быстро приведет к концу лесной отрасли Украины.
Специалисты положительно относятся к исследованиям Earthsight, ведь оно не оставляет никаких иллюзий относительно полной неадекватности Гослесагентства. И это трудно скрыть. Собственно, те, о ком идет речь, и не пытаются что-то скрывать: все происходит грубо, цинично, нахрапом.
Премьер предложил тотальную проверку лесной отрасли всеми проверяющими органами, которые существуют в Украине. Несмотря на остроту темы, среди руководителей Гослесагентства не нашлось лесоводов, которые стремятся к диалогу и готовы воспринимать рациональные аргументы при условии, что будет учтена их позиция. И это не может не тревожить: отрасль в тупике по вине Гослесагентства, а впереди еще много трудных решений и непопулярных реформ.
Экономист Павел Себастьянович объясняет такую неэффективность Гослесагентства его сговором с прокуратурой и отсутствием верховенства права в Украине: “Все схемы вырубки леса и его дальнейшей контрабанды осуществляются двумя людьми, ответственными за разрешительную процедуру, — это местный прокурор и лесничий. Кто будет проверять прокуратуру? Мы знаем, что у нас есть даже три новосозданных антикоррупционных органа на самом высочайшем уровне, руководители которых получают миллионы гривен в месяц. Но за всю историю своего существования ни НАБУ, ни САП, ни НАЗК так и не довели до конца ни одного дела”.
С его мнением соглашается специалист в лесной отрасли Михаил Попков: “Лес был под руководством коммунистов, “свободовцев”, “регионалов”, потом еще каких-то групп влияния. Кто конкретно курирует лес? Говорят очень много, называя фамилии депутатов из БПП, говоря непосредственно о Банковой или ГПУ, называя Луценко как человека, дружащего с нынешним фактическим руководством отрасли. Не думаю, что генеральный прокурор его курирует, но думаю, что он его крышует, спасая от неприятностей”.
Что может минимизировать негативные моменты, которые происходят в лесной отрасли по вине Гослесагентства? Мнение экспертного сообщества: формирование необременительной, адекватной и гибкой системы лесного холдинга, который положительно реагировал бы на запросы общества, пользовался бы авторитетом и обладал высоким кадровым потенциалом. Такие условия в ближайшем будущем для Украины вполне достижимы!
Создается устойчивое впечатление, что Гослесагентство работает просто массовиками-затейниками, которые веселят публику, пока серьезные проблемы экономики и внутренней политики обсуждаются и находятся под контролем правительства.
1 августа Владимир Гройсман, по случаю двухлетия запуска платформы ProZorro, сделал решительный шаг в лесной отрасли. Он сконцентрировал внимание на том, что «ProZorro – это не только закупки, но и продажа нестратегических активов в рамках малой приватизации. Впоследствии на этой платформе начнут прозрачные аукционы на аренду земли, закупку лесов, а также на продажу лицензий и разрешений на пользование недрами …
Существует древняя мудрость индейского племени дакота: если вы обнаружили, что вы прыгаете на дохлой лошади, – соскочите с нее. Однако Гослесагентство прибегает к другим «стратегиям». Они успокаивают себя, что еще есть надежда, они не замечают, что конь под ними мертв, они организуют мероприятия и нанимают специалистов по его реанимации, несут моральные и материальные потери …