«Продолжение оттока трудовых мигрантов текущими темпами или его усиление приведет к негативным последствиям для потенциала экономики», – такой прогноз дает Нацбанк в июльском Инфляционном отчете, описывающем экономические перспективы страны.
Речь идет о том, что Украина стремительно теряет рабочую силу. По примерным подсчетам Минсоцполитики, не менее 3,2 миллиона украинцев постоянно работают за границей, еще 9 миллионов наших граждан выезжают на сезонные работы. Другие подсчеты говорят, что на благо Европы постоянно работают от четырех до шести миллионов украинцев.
С учетом того, что официальная численность занятого населения Украины составляет 16 миллионов человек, получается, что только на временные заработки едет каждый пятый украинец.
«Сто тысяч покидает Украину ежемесячно, и вопрос далеко не только в том, что там высокие зарплаты. Это вообще понимание будущего и качества жизни», – признал в феврале министр иностранных дел Павел Климкин.
Минсоцполитики уже называет трудовую миграцию проблемой государственного уровня. Бьют тревогу и работодатели.
«Сейчас чувствуется дефицит рабочих кадров в абсолютно разных сферах, начиная от рабочих профессий и заканчивая высококвалифицированными кадрами, – рассказывает UA1 советник Конфедерации работодателей Украины Родион Колишко. – Уезжают люди в возрасте 20-25 лет, в большинстве своем рабочие».
Рост трудовой миграции набирает обороты: по данным Госстата, в январе в стране было около 60 тысяч вакансий, а в июне их количество уже превысило 82 тысячи – это люди, которых работодатели не могут найти.
Вакансии растут практически во всех сферах деятельности. С начала года потребность в рабочих увеличилась на 45%, специалистов по работе с технологическим оборудованием – на 40%, нехватка работников в сельском хозяйстве выросла на 16%.
Строительство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь – по данным Нацбанка, из этих сфер идет наиболее быстрый отток рабочей силы. Из-за этого предприятия не могут нарастить объемы производства, что сказывается на общей картине экономики Украины. И прогноз НБУ на ближайшее будущее неутешителен: трудовая миграция будет расти благодаря упрощению трудоустройства в Польше и Чехии из-за дефицита работников на рынке труда этих стран.
В Госслужбе занятости констатируют, что снижение темпов трудовой миграции возможно лишь в условиях стабилизации экономики и создания рабочих мест с достойной оплатой труда. По подсчетам министра соцполитики Андрея Ревы, средняя зарплата на уровне 15 тыс. гривен должна эту проблему решить.
Сейчас средняя зарплата составляет чуть более 9 тыс. гривен и возможно, до конца года будет равна 10 тыс. гривен. Но само понятие «средняя зарплата» слишком условно.
По данным Госстата, среднемесячная зарплата в авиационной сфере составляет 32,8 тыс. гривен, а в сфере почтовых услуг – 4901 гривна. На основе этих данных и выводится далекий от реальности показатель средней зарплаты по стране в 9 тыс. гривен.
В НБУ считают, что трудовая миграция украинцев в Польшу может продолжиться, поскольку польские зарплаты по различным видам деятельности превышают украинские в четыре-шесть раз.
Все на выезд
Стремительный рост трудовой миграции, по данным Нацбанка, начался примерно с середины 2015 года. В этот период Польша и другие страны ЕС активно принялись решать проблему нехватки рабочих рук за счет украинцев. И до сих пор делают это довольно успешно.
К примеру, недавно одна из крупных рекрутинговых компаний Польши разработала мобильное приложение, которое позволяет украинцам 2000 быстро найти работу, в течение недели оформить документы и уехать на заработки. Через это же приложение оперативно решаются вопросы страховки, аренды жилья, открытие банковского счета.
Дополнительным ресурсом для польской экономики становятся украинские студенты, все чаще выезжающие на учебу за границу.
«У нас скоро все студенты уедут учиться в Польшу, Германию и Словакию, – жалуется в беседе с UA1 профессор Киевского национального университета, политик Николай Томенко. – В этом году госзаказ Минобразования по разным оценкам составляет 35-40% выпускников. Остальным нужно искать деньги на обучение».
При этом, по его словам, украинские вузы обложены налогами, так же как и бизнес: высокий земельный налог, нет льгот на оплату коммунальных услуг – университеты просто вынуждены поднимать стоимость обучения.
«В польских региональных вузах образование намного дешевле. При нашей бедности это означает, что выпускник едет за границу», – констатирует Томенко.
Учась в европейских вузах, украинские студенты ищут возможность найти там работу и остаться. В пользу такого решения говорят не только более высокие зарплаты, экономическая и политическая стабильность, но и сложности с поиском работы в Украине.
По данным Госслужбы занятости, средний уровень безработицы в Украине составляет 9,7%, в то время как в странах ЕС этот показатель равен 7,4%. При этом самое большое количество украинских безработных как раз среди людей в возрасте до 24 лет – их почти 20% от всего количества наших сограждан, которые не могут найти работу.
В итоге активных усилий наших зарубежных партнеров, которые успешно решают проблему трудовой миграции за счет украинцев, работодателям в Украине все сложнее найти нужных сотрудников.
«Сейчас многие компании сталкиваются с трудностями подбора сотрудников, и наша не исключение, – говорит UA1 ведущий специалист по персоналу компании Carlsberg Ukraine Инна Циона. – Наиболее проблемными вакансиями являются рабочие профессии: водитель погрузчика, приемщик, оператор на линию».
Среди причин кадрового голода, по ее словам, на первом месте стоит трудовая миграция. Проблем добавляет и неготовность рабочих к посменному графику работы, а также несовпадение запросов кандидатов с возможностями компании и реалиями рынка.
Похожая ситуация и с высококвалифицированными кадрами: их уже физически нет в стране, а украинские вузы не успевают за требованиями рынка.
«Мы очень остро почувствовали отток молодых профессионалов за границу, люди едут работать в Европу, – делится своими наблюдениями с UA1 директор по персоналу Vodafone Украина Надежда Сиренко. – Например, одним из наиболее актуальных направлений для нашей компании является поиск data-аналитиков и разработчиков, которые анализируют и используют большие объемы данных. Это люди, которые должны не только обладать глубокими знаниями в математике и анализе, но и видеть прикладное применение своим знаниям в создании продуктов. Но в Украине нет учебного заведения, которое готовит data-аналитиков».
Руководитель экспертно-аналитического центра Международного кадрового портала HeadHunter Украина Катерина Криворученко подтверждает, что украинским компаниям приходится прилагать все больше усилий, чтобы найти нужного специалиста.
«В сфере продаж чаще всего ищут менеджеров по работе с клиентами и специалистов розничной торговли. В сфере ІТ и телекома нужны разработчики и инженеры. В производстве не хватает работников пищевой промышленности и машиностроения», – говорит она.
Также, по информации Криворученко, в десятку наиболее горячих вакансий вошли строители. Сложно найти желающих работать в сфере страхования, сервиса, автомобильного бизнеса и консультирования. Тяжелее всего с кадрами в Николаевской, Полтавской, Тернопольской, Кировоградской и Херсонской областях.
Причины и следствия
Пока в министерствах и ведомствах констатируют факты и разводят руками, крупный бизнес взялся анализировать проблему и искать выход из кадрового тупика.
«Как и любой бизнес, компании-члены Европейской Бизнес Ассоциации сталкиваются с трудностями в поиске квалифицированных кадров, поскольку спрос на качественных специалистов очень высокий», – говорит UA1 исполнительный директор этой организации Анна Деревянко и перечисляет основные проблемные факторы.
Во-первых, согласно национальным демографическим прогнозам, до 2025 года четверть украинцев достигнет возраста 60-65 лет. В то же время, у некоторых работодателей 2000 существуют возрастные критерии при отборе кандидатов. А с учетом того, что молодежь мигрирует из страны, возникает недостаток ценных работоспособных кадров.
Во-вторых, трудовая миграция. «По предварительным подсчетам, количество трудовых мигрантов составляет около 5 миллионов человек. Причем дефицит кадров наблюдается как среди рабочих, так и на уровне специалистов, – констатирует Деревянко. – Ключевая причина миграции – поиск более высокого заработка. Например, в Польше по отдельным специальностям доход в 4-10 раз больше. А для некоторых специалистов миграция – это возможность заниматься интересными проектами, так как в Украине нет материально-технического обеспечения, например, для тех же ученых».
В-третьих, негативную роль играет недостаточная подготовка молодежи в учебных заведениях. «Умения и навыки молодых людей после окончания обучения в Украине не всегда соответствуют тем профессиональным запросам, которые есть у бизнеса, – говорит исполнительный директор ЕБА. – Кроме того, постоянно появляются новые профессии, которым не учат, например, диджитал маркетолог. Некоторым специальностям всего 3-5 лет, и по ним в вузах полностью отсутствует подготовка».
Вместе с тем, студенты, которые учатся за границей, в Украину зачастую не возвращаются, оставаясь работать в Европе.
Эту тенденцию подтверждают и результаты опроса HeadHunter Украина: 92% респондентов хотят найти работу за границей. Наиболее востребованные направления – Германия, США, Канада, Польша и Чехия.
Сомнительные выгоды
Есть у трудовой миграции и другая сторона. По прогнозам Нацбанка, отток рабочей силы за границу приведет к тому, что работодатели будут бороться за сохранение каждого сотрудника, повышая зарплату.
Кроме того, будет расти и так немалая сумма денежных переводов в Украину. По последним данным НБУ, только за пять месяцев 2018 года заробитчане перевели в Украину 4,5 млрд долларов. Это вдвое больше, чем Нацбанк ожидает от МВФ в этом году.
Увеличение суммы переводов банкиры объясняют как дальнейшим ростом трудовой миграции, так и ростом доходов работающих за границей украинцев.
Впрочем, у работодателей по этому поводу нет иллюзий – никакие суммы не заменят отсутствие рабочих в стране.
«Если в стране некому будет делать хлеб, то этими долларами можно только обвешаться – хлеб не появится, – приводит пример Колишко. – И если будет течь труба в квартире, то дырку долларами не заткнешь».
Кроме того, по его мнению, заробитчанские миллиарды не особо способствуют экономическому подъему.
«Эти деньги люди в экономику не вкладывают, они сами не знают, куда их вкладывать, – считает Колишко. – Максимум, это вклад в недвижимость, строительство, но что потом делать с этими квартирами, люди тоже уже не знают, потому что спроса нет».
При этом советник Конфедерации работодателей Украины уверен, что в ближайшей перспективе ситуация не изменится.
«Отток профессиональных кадров за границу сохранится, – прогнозирует он. – И вопрос уже не в том, что человек хочет быть не слесарем, а инженером. Вопрос в том, что этих людей уже физически нет в стране. И в ближайшие годы эти тенденции будут только нарастать».
Тем временем бизнес пытается искать выход из сложившейся ситуации, предлагая создать условия для работы в Украине людей из других стран.
«Во многих компаниях за рубежом можно перевестись на работу в другую страну, или же просто найти работу в другой стране. Этот источник эффективных кадров сейчас в Украине не задействован, люди из страны выезжают, а иностранцы не могут приехать устроится на работу», – говорит Деревянко.
По ее мнению, необходимо либерализовать миграционную политику, в первую очередь, упростить получение разрешения на трудоустройство.
«Сегодня этот процесс довольно длительный и может занимать около четырех месяцев, – приводит пример эксперт. – Процессы не автоматизированы, и иногда нужно несколько дней, чтобы просто подать документы для получения разрешения. Минимизация бюрократических процедур и запуск сервиса электронных очередей, по примеру консульских учреждений, помогут развить эту возможность».
В то же время, Колишко пока не видит внешнего источника трудовых ресурсов для нашей страны.
«В ближнем зарубежье есть понимание, что у них пустующие рабочие места могут занять украинцы. А кто займет эти места в Украине? Кто к нам поедет? Такого понимания нет, и вопрос остается открытым», – констатирует он.
1000