Исполнитель: Билли Новик, Название: «Песни Егора Летова», Стиль: панк-рок, Год: 2018
Обложка диска. Предоставлено издателем
Персональные трибьюты от сердца к сердцу – штука тонкая и деликатная. Нужно обладать огромной любовью к первоисточнику, уверенностью в своих силах, и крайней степенью творческой дерзости, чтобы всё это поднять, осилить и не испортить. Не потому ли подобные записи нередко делают панки, которые обычно как раз стараются по жизни преодолевать всевозможные границы и условности
Вспомним Горшка, перепевающего песни «Бригадного подряда» в альбоме «Я алкоголик, анархист», а также «Адаптацию» и «Ожог», независимо друг от друга посвятивших альбомы перепевкам наследия малоизвестных томских «Передвижных Хиросим».
Егор Летов панку отдал дань, а вот группа Bylly’s Band от этой стилистики всё же ljdjkmyj далека. Зато Билли Новику весьма близка философия достижения персонального дна – вспомним его песню «Так я падал» и spoken word в кавере на «Васю» группы «Браво». Стало быть, одна серьезная точка соприкосновения с «Гражданской Обороной» всё-таки есть. Благодаря этому Новик сумел прочувствовать и исполнит, как свои, не самые очевидные песни Летова «Кайф или больше», «Иуда будет в раю» и «Вперёд».
Многих авторов трибьютов губит излишняя пышность и стремление привнести от себя в оригинал как можно больше. Это точно не про Новика, который, напротив, то и дело прибегает в спасительному аскетизму. По большому счёту, главными фигурантами данной записи оказываются его голос и контрабас, а всё остальное – преимущественно элементы декора. В песне «Мама, мама» вообще главными оказываются не звуки, а грамотно расставленные паузы, благодаря которым буквально слышишь, как падает снег, о котором идёт речь в тексте.
В большинстве песен присутствуют барабаны Артёма Теклюка, которые странным образом не столько структурируют материал, сколько вносят в него необходимый по замыслу раздрай. Особенно это ощутимо в «Непонятной песенке», где взъерошенные партии тарелок олицетворяют грозного внутреннего двойника, от которого сразу хочется сбежать куда подальше. Очень неожиданно звучат клавишные в «Зоопарке» - казенно и из-под палки, как на детском утреннике, намекая на то, что сбегать из зоопарка следует как можно раньше. И лишь в ураганной «Никто не хотел умирать» гранжевая электрогитарная стихия господствует над всем остальным.
Со своим уставом в Егоровы катакомбы Билли Новик не вторгается ни разу. Не стремясь эксплуатировать летовские выразительные средства, он предлагает свои, но очень мягко и ненавязчиво. Ощущение тревожности в «Здравствуй, чёрный понедельник» передаётся с помощью воющей сирены, а безразличие по этому поводу – презрительным смешком в самом начале. В «Кленовом листе» Новик цитирует «Подмосковные вечера» лишь единожды, предпочитая им серфовые гитарные пассажи. Лишь в третьем куплете песни «Отряд не заметил потери бойца» Билли очень по-летовски рычит и усмехается, но эт выглядит не подражательством а братским приветом.
«Не бойтесь, не будет никакого джаза», - корректно заверяет Новик в предисловии к альбому. Нельзя не оценить степень его корректности, но судя гиперудачным блюзовым «Зоопарку» и «Собаке» излюбленных им приёмчиков могло бы быть и побольше. Да и spoken word наверняка бы не испортил этой пластинки.