В России вынесли приговор криптовалютной «преступной группировке», организовавшей незаконный криптообменник. Что не так с этим приговором, проанализируем вместе с RusCoinsInfo.
Костромским криптовалютчикам вынесен приговор за незаконную организацию обменника криптовалютыВ 2017 году сотрудники правоохранительных органов и спецслужб задержали трёх человек, организовавших площадку для обмена криптовалюты. Схема простая: молодые люди оформили около 300 карт-счетов и сим-карт на знакомых лиц и осуществляли переводы и обмен криптовалюты, а за обналичивание средств удерживали от 0.5%. В общей сложности за время деятельности с 2015 по 2017 года компании удалось обналичить 530.000.000 рублей, и заработать 2.500.000 рублей. Суд вынес обвинительный приговор всем троим соучастникам по ст. 171 УК РФ «Незаконная предпринимательская деятельность» и назначил наказание в виде 2 лет организатору преступной схемы и 1,5 лет каждому из соучастников. Что не так с приговором криптовалютчикам и почему журналисты ошибаются, называя их банкирами, разъяснит РусКоинс.инфо.
3 момента, в которых может быть скрыта причина неточности в приговоре 1. Неверная квалификацияИзначально следствие предъявило обвинение по ст. 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» со указанием ч.2 – доход в особо крупном размере. Иными словами, обвинение было предъявлено за то, что трое граждан осуществляли банковские операции без должной на то регистрации. Однако, так как в Российской Федерации криптовалюта никак не регулируется, соответственно операции с ней банки не осуществляют. Более того, из-за отсутствия регулирования, неизвестно, в качестве кого должны были регистрироваться данная организация.
Тогда обвинение было решено изменить с ч.2 ст. 172 на ст. 171 «Незаконная предпринимательская деятельность». Под незаконной предпринимательской деятельностью, в свою очередь, предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии в случаях, когда она обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб государству. В связи с чем возникают ещё два спорных момента: во-первых, так как деятельность с криптовалютой никак не регулируется, регистрация или лицензия в данном случае не требуется. Во-вторых, как был оценен ущерб.
Как вариант, данных лиц можно было бы привлечь к уклонению от уплаты налогов, однако, опять же, дело упирается в отсутствие закона. Так как доход от криптовалюты никак не регулируется и налогом не облагается, обязанность платить налог с криптовалюты отсутствует.
2. Неверно оцененный ущербНапомним, что крупным признаётся ущерб в размере 2.250.000 рублей и выше. Так как криптовалюта не регулируется законом, выступать предметом преступления она не может, а, значит, влиять на квалификацию тоже. Иными словами, для юристов и суда на сегодняшний день криптовалюта представляется информационным объектов без эквивалента стоимости. Об этом пишет на своей странице в телеграмм глава рабочей группы Государственой Думы по оценке рисков оборота криптовалюты Элина Сидоренко:
«Криптовалюта не имеет ценности в части определения крупного размера незаконного предпринимательства. Если суд оценил ее стоимость в разрезе крупного размера — это повод обжаловать приговор».
Элина Сидоренко
Однако этот приговор имеет место быть, если преступники осуществляли операции не только с криптовалютой, но и с другими средствами платежа, например, QIWI, Yandex.Money и др.
Откуда у граждан за 3 года накопилось более 500 миллионов рублей для вывода в рублях? К биткоину и другой криптовалюте очень часто пр 2000 ибегают в случае, когда необходимо отмыть деньги, полученные преступным путём. Меняя деньги на криптовалюту, а затем обратно в фиат, нельзя установить адресата, от которого были получены эти средства. Вполне возможно, что эту группировку из трех человек можно было привлечь по ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем», однако установить источник этих средств невозможно.
Представитель МВД отметил:
Они брали деньги в одной форме и переводили её в другую, удерживая за эту услугу процент.
Отзывы о приговоре по делу криптовалютчиков.Пользователи по-разному отреагировали на данный приговор.
«Общежитель» пишет:
Забавно, что сроки условные. Наш суд – самый гуманный суд в мире!
«Кузнецов» пишет:
Аналогично было с незаконными обменниками. Сначала они не вели налоговую отчетность, не было взаимодействия с государством, и их закрыли.
«Юрист» пишет:
Странная ситуация: с одной стороны, государство отрицает, что биткоин – это валюта. С другой, привлекает к ответственности за сделки с несуществующим объектом. Юридически, с криптовалютой нельзя совершить каких бы то ни было сделок, так как она не является объектом гражданского права.