Исполнитель: Элизиум, Название: «Яды», Стиль: ска-панк, Год: 2017
Обложка диска. Предоставлено издателем
Элизиум уже на протяжении десяти лет не сдает позиций выпускает альбомы один интереснее другого. Залог успеха нижегородцев — в отсутствии четких стилистических границ и коллективном творчестве. В написании песен и «Ядов», и предыдущего альбома «Снегири и драконы» принимали участие практически все члены коллектива, включая даже бывшего гитариста Сергея Сухонина. Ну приверженность музыкантов своим основным ориентирам — ска-панку и романтическому «космос-року» является залогом того, что звучание аранжировки неизменно будут оказывать тонизирующий эффект.
В альбоме «Яды» хватает и энергичных боевиков о неисправимых мечтателях («За своей звездой», «Ветер надежды»), и социально ориентированных песен («Старая школа», «Не верю»). В эксплуатации модных трендов «Элизиум» упрекнуть сложно, поскольку их слова всегда подкреплены реальным делом. Прошлись в «Старой школе» по «Ночным волкам», казакам и милитаризованным рок-фестивалям — и отказались в итоге из-за участия в «Нашествии» из-за выставки военной техники. Можно не поддерживать данную позицию, но в непоследовательности точно не уличишь.
В «Ядах» обнаруживаются и песни с историческим подтекстом. Такова «1905» - о стачке рабочих в нижегородском Сормове более 100 лет назад. Песня продолжает курс на анархический панк, взятый в «Чёрном знамени» из «Снегирей и драконов», правда, здесь куда больше конкретики. Исторической можно считать и композицию «Точка, точка, запятая».Описание бандитских 90-х подается через сон ребенка, насмотревшегося «Бригады». То есть здесь преследуется еще и воспитательная цель, потому что песня волей-неволей заставляет мам и пап задуматься о том, а что смотрят их дети и к чему это может привести.
Из разряда экспериментов — и расслабленный сюрреалистический регги «Джаджаил», и шуточный рэп «S.A.T.A.N», в котором история о падшем ангеле подается через призму психологических отношений сурового отца и непокорного ребенка. Ревнители нравственности здесь могут заткнуть уши, равно как и на песнях «Религия — яд» и «Не верю». Однако ничего крамольного в этих произведениях нет. Ведь в основу песни «Религия-яд» положена старая агитка годов эдак 20-х прошлого века, а «Не верю» выражает крайнюю степень уныния и скептицизма. А в таком состоянии человеку лучше посочувствовать, нежели строго взыскивать с него.
«Дождь-2» демонстрирует нам повзрослевший «Элизиум», ведь, в отличие от первой части этой песни одиночество здесь — не плод юношеского максимализма, а результат зашедших в тупик любовных отношений. Не менее зрелой вышла и «Ворон к ворону летит» на стихи самого А.С. Пушкина, которая вскоре наверняка украсит акустические концерты «Элизиума». То есть векторов сразу много, но эффекта Лебеди, Щуки и Рака отнюдь не возникает.