Но надо понимать, что часто рейтинги – это статический срез, который гораздо лучше рассматривать в деталях, ведь именно слабые стороны в большей степени определяют наш вектор и динамику развития.
Глобальный инновационный индекс – сложный индикатор, который состоит из 80-ти отдельных показателей.
Именно поэтому наш 43 место и набранные 38,5 баллов из 100 в реальности могут означать как почти неограниченную свободу для инноваций, так и свидетельствовать о системных проблемах, которые не дадут экономике развиваться даже тогда, когда целый ряд других особенностей будут способствовать этому.
Первая группа факторов индекса – институциональная среда внутри государства.
К этой группе относится политическая стабильность, эффективность власти, качество законов, суды и простота ведения бизнеса.
Именно по качеству институциональной среды Украина не вошла даже в топ-100 государств, заняв 107 место из 126 стран мира.
Если легкость в открытии бизнеса позволила нам стать на 45 место среди всех стран, то работа судов и показатель, насколько общество подчиняется законам, отбросили Украину на 107 место.
Не стоит забывать, что именно суды во многом влияют на то, захотят ли инвесторы приходить в страну, или выберут другие регионы.
Вторая группа и наша ключевая компетенция – это человеческий капитал, образование и исследования. Эта компетенция сейчас постепенно перетекает в Польшу и другие страны.
Тем не менее, в 2018 году мы третьи в мире по соотношению учителей и учеников и 12-е по количеству людей, которые после окончания школы продолжают образование в ВУЗАХ.
Только на 50 место поставили Украину среди государств, в которых развивается наука и проходят исследования.
В целом по группе человеческого капитала, образования и исследований мы заняли 43 место.
Третий столп – качество инфраструктуры в стране и 89 место из 12 экономик мира.
Хуже всего у нас дела с экологией: мы производит слишком мало ВВП на единицу потребляемой энергии и это ставит нас на 11 место из 12 государств.
Если учесть, что миру в ближайшие 10 лет предсказывают новое подорожание углеводородов, то низкая энергоэффективность экономики может серьезно ударить по себестоимости продукции и сделать экспорт из Украины менее конкурентным. Также у нас слабые законы по защите окружающей среды.
Далее идут факторы рынка, которые можно считать непосредственно экономическими факторами. Здесь мы снова оценены на 89 месте, но эта группа все же заслуживает особого внимания. Легкость в получении кредитов – 26 место.
В целом ситуация с кредитами – 84 место. Фактически, это говорит о том, что в Украине получить кредиты несложно. Но сделать это можно только на таких условиях, на которых небольшие исследователи, фирмы или стартаперы вряд ли захотят брать средства.
Инвестиции поставили нас на 115 место. Дело в том, что в Украине мало венчурных сделок, низкая капитализация рынка и плохие условия для защиты миноритариев.
Однако иная ситуация с внутренним рынком. То есть если вы все-таки найдете деньги на продукт, то, вполне возможно, сможете его достаточно успешно продавать внутри государства.
Пятый компонент – легкость доступа бизнеса к инновациям и знаниям, и общее 46 место. Хотя по доле фирм, которые предлагают своим сотрудникам обучение, только 68.
Зато Украина заняла третье место по количеству работающих женщин с высшим образованием и 19 по количеству исследований, которые финансируются из-за рубежа.
Наша сильная сторона – это воплощение знаний в жизнь. Мы первые в мире по количеству созданных полезных моделей на миллиард ВВП.
Зато не активные в области креатива: снимаем мало фильмов и не пытаемся экспортировать свою культуру за рубеж. При этом вышли на 19 место в мире по созданию мобильных приложений.
А теперь давайте подытожим, о чем же нам говорят все эти разрозненные показатели, чтобы понять, сколько это – 38,5 баллов индекса инновационности – мало или много.
В первую очередь нужно отдать должное именно украинцам. У нас живут очень талантливые люди, которые много изобретают и придумывают. Также в Украине все еще сохранился достаточно высокий уровень образования.
Из негатива – политический климат и работа власти, отсутствие возможностей брать кредиты и привлекать инвестиции из-за рубежа.
Через это наша изобретательностью ограничена строгими рамками, за которые она не выйдет без денег, а деньги пока не хотят идти в Украину и не циркулируют внутри государства вне сферы торговли.
Конечно, есть способ, как это решать. Он простой, но не совсем выгодный по крайней мере части отечественных policy-makers.
Прежде всего, речь идет о приведении в нормы украинского институциональной среды. Для этого адекватные правила для бизнеса должны не просто существовать, а каждый день стопроцентно выполняться. Среди собственно законодательных изменений – усиление защиты миноритарных акционеров.
Важно подчеркнуть, что речь не идет о каких-то особых уступки для иностранного капитала, отмену налогов или другие вещи.
Компании придут в Украину не тогда, когда наше институциональная среда станет лучшим в Европе, а если оно будет им по крайней мере понятным. Бизнес, особенно международные фирмы, могут работать везде и по любым правилам, но если эти правила прогнозируемые и универсальные, т. е. одинаковые для всех.
Тогда в Украине начнут появляться западные венчурные фонды, а инновационная деятельность не будет существовать только «на бумаге» в виде образованной нации и большого количества патентов, а зарабатывать для экономики миллиарды и десятки миллиардов долларов ежегодно.
Важной является история с кредитами. Процентная ставка от 20% годовых не будет приемлемой для бизнеса, который захочет взять дополнительных денег, чтобы вложить их в исследования.
При этом в развитых экономиках большая часть инноваций приходит именно из уже действующих предприятий. Таким компаниям нужны доступные ресурсы, которые усилят их инновационный потенциал.
Вместе с тем, без доступа к капиталу и невозможностью привлекать средства из-за рубежа украинская инновационность очень быстро иссякнет.
Сегодня она держится только на людях – тех, кто пока не выехали в США, Польше или Германии.
Однако в последние годы украинцы стали более мобильными. И теперь даже пятилетняя задержка приведет к тому, что из человеческого потенциала мы растеряем половину или даже две трети. И тогда в рейтинге 2024 года Украина будет уже не на 43 месте, а вряд ли попадет даже в первую сотню.