Когда не хватает работников, зарплаты растут, так в теории. Однако за последние годы они поднялись ненамного. Теперь у экономистов есть объяснения: очевидно, до с a1d2 их пор работы и компьютеры держат оплату труда в индустриальных странах на низком уровне.
Фактически заработная плата в Германии не успевает за развитием экономики и рынка труда: никогда ранее в истории ФРГ не было так много работающих людей, безработица на самом низком со времен объединения равны, бизнес отчаянно ищет персонал. Для наемных работников это как бы райские времена. Единственное, что на их кошельках это развитие сказывается мало.
«Несмотря на рост занятости, динамика заработной платы в Германии в течение последних лет была крайне умеренной», — говорят эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), форума преимущественно богатых индустриальных стран.
Хотя почасовая оплата работников с низким заработком и увеличилась в связи с ростом минимальной заработной платы, Бундесбанк все же надеется, что последние изменения окладов, например, на государственной службе обеспечат повышение уровня оплаты в пострадавших секторах. В то же время инфляция ползет вверх, а значит, реальные доходы работников будут ниже.
«Нынешний низкий уровень заработной платы отражает долгосрочную тенденцию в Германии, согласно которой постоянное падение уровня безработицы в течение последнего десятилетия не привело к соответствующему увеличению заработной платы», — говорится в заключении исследователей. Этот диагноз также касается большинства других индустриальных стран: во всех странах ОЭСР рост зарплат отстает от экономического развития.
Особенно страдают малообеспеченные
Конечно, такое положение дел формирует в обществе взрывной потенциал, поскольку зарплаты за последние годы выросли неравномерно. «Нынешняя беспрецедентная фаза медленного повышения зарплаты затрагивает прежде всего работников, которые чаще сталкиваются со сложными условиями труда или безработицей», — говорится в актуальном обзоре ОЭСР ситуации на рынке труда.
Зато реальные заработки работников с самыми высокими зарплатами, которые составляют 1% и находятся на вершине зарплатной пирамиды, за последнее десятилетие возросли выше среднего. Это долгосрочный тренд, который, как видно, за прошедшие годы усилился.
Следствием является все большее возмущение тех, кто находится в подвешенном состоянии, предупреждает ОЭСР. «Это будоражит недовольство многих людей, которые спрашивают себя: а что это за такой подъем? Несмотря на то что рабочих мест вновь достаточно, лишь незначительное число счастливчиков на вершине зарплатной пирамиды получает большую заработную плату и лучшие условия труда», — говорится в упомянутом документе.
Пропасть растет и между предприятиями
Кажется парадоксальным: компании отчаянно ищут работников, все больше рабочих мест остается вакантными, но зарплаты растут достаточно медленно. «Как такое возможно?» — спрашивают себя работники по обе стороны Атлантики. Экономисты имеют много ответов на этот вопрос, но ни одна из них не является вполне удовлетворительной. К этому привела, например, немалое количество новых рабочих мест в секторе с низким уровнем оплаты или значительная часть работников, которые добровольно или вынужденно имеют неполную занятость.
Однако решающую роль, видимо, играет стремительный технический прогресс. Именно он ответственен за то, что экономики распадаются на сравнительно небольшую группу очень продвинутых компаний, которые делают ставку на самые современные технологии, — и остальные. Технологические лидеры максимально используют компьютеризацию, повышают производительность и благодаря высокой конкурентоспособности отбирают у других предприятий значительные доли рынка.
Однако этим немногим лидерам противостоит большое количество предприятий, которые перенимают и внедряют новые технологии медленнее и с 2001 года увеличили свою производительность минимально. «Очевидно, что имеющиеся инновации проникают во все компании» — такой диагноз главного экономиста банковской группы Citi Катеріне Манн.
Впервые это развитие задокументировали в Соединенных Штатах экономические советники тогдашнего президента Барака Обамы. Они предостерегали относительно столь разделенной экономики, когда рост производительности концентрируется на нескольких компаниях на вершине пирамиды. Поскольку большинство предприятий слишком нерешительно внедряют новые технологии, пропасть между лидерами и остальными фирм растет.
Прогресс приносит пользу богатым
Такое развитие сдерживает зарплаты прежде всего потому, что работники технологически развитых компаний составляют лишь небольшую долю всех работников. Важнее то, что эти фирмы-«суперзвезды» дают работу значительно меньшему количеству людей, чем обычные предприятия.
Например, Alphabet, материнской компании Google, с лишь 85 тыс. работников в прошлом году имела оборот $110 млрд. Для сравнения: автопроизводитель BMW, который также можно считать элитой среди компаний, 2017-го имел похожий оборот, правда, с около 130 тыс. работников.
Таким образом, большая часть прибыли от роста производительности остается компаниям и их владельцам. Относительно этого недавно предостерегал и Международный валютный фонд. Доля экономического роста, который достается наемным работникам, длительное время уменьшается, об этом было сказано еще в прошлогоднем отчете. Технологический прогресс действует языков гигантская машина перераспределения — от работников до бизнеса и состоятельных людей.
Германия имеет большую потребность в надолуженні
Умеренный рост зарплат влечет за собой еще один фактор: с все большей технологізацією меняются и требования к персоналу. Ведущие компании отчаянно ищут высококвалифицированных работников с мощными когнитивными способностями, которые могут решать сложные проблемы, являются творческими, имеют социальный интеллект, то есть умеют взаимодействовать с другими, вести переговоры и убеждать.
«Этих навыков не хватает во многих странах, и зарплаты повышают, прежде всего, тем, у кого они есть», — пишут исследователи. «Работники не могут удовлетворить растущий спрос на эти навыки». Согласно другим исследованиям ОЭСР каждый четвертый взрослый в индустриальных странах имеет рудиментарные знания компьютера, что является главным барьером для работы на тех позициях, где в прошлые годы росли зарплаты. Результатом является очень разная динамика заработной платы не только в отдельных экономиках, но и в пределах одной фирмы. Значительно растет зарплата у высококвалифицированных работников, и одновременно увеличивается количество низкооплачиваемых рабочих мест.
Это касается и Германии. «Германия должна больше инвестировать в квалификацию сотрудников, чтобы и на будущее обеспечить соответствие их навыков требованиям высокотехнологичных отраслей», — говорится в недавнем отчете ОЭСР. Так, немецким работникам не хватает не только интеллектуальных способностей, которые поддаются измерению, но и все более важных социальных навыков. Например, каждый четвертый взрослый в стране плохо читает, письма и счета результат даже ниже среднего в индустриальных странах.