Туристический эффект от проведения Чемпионата мира по футболу оказался заметно меньше, чем ожидался. Иностранцы поехали в те города, которые и так хорошо «раскручены» на Западе — Москву, Петербург и Сочи.
Куда испарились тысячи билетов?
На сегодняшний день игры чемпионата посетили чуть более 3 миллионов человек. То есть даже с учетом того, что остались еще две игры (финальная и матч за третье место, на которых будет аншлаг — а это еще 142 тысячи зрителей) российский мундиаль все равно окажется самым «незрительским» за последние годы.
Меньше фанатов на трибунах было только в Южной Корее и Японии в 2002 году, и даже в ЮАР, славящейся своим криминальным миром, в 2010 году оказалось больше болельщиков. Пусть и на самую малость.
На матчи чемпионата, по данным FIFA, было легально продано почти 2,5 миллиона билетов. Оставшиеся сотни тысяч болельщиков на трибунах — как правило, это те, кому пригласительные распределяли через компании-спонсоры.
Видимо, с их низкой активностью и связано то, что некоторые матчи пугали «лысыми» трибунами. По иронии, самыми непосещаемыми на чемпионате стали два матча с участием сборной Египта, когда она играла в Екатеринбурге с Уругваем (недосчитались почти 4,5 тысяч болельщиков) и с Саудовской Аравией в Волгограде (куда-то пропали 3,5 тысячи человек).
В чем чемпионат сработал вхолостую
Туристическое агентство «ТурСтат» проанализировало посещаемость матчей Чемпионата мира по футболу. Оказалось, что хуже всего болельщики посещали игры в Волгограде (в среднем наполняемость «Волгоград Арены» на четырех играх составила 92%), Екатеринбурге (средняя посещаемость четырех игр — менее 95%) и Саранске (на четырех играх было в среднем 96% болельщиков).
Естественно, абсолютным лидером оказалась Москва, где игры проходят на двух крупнейших стадионах, «Лужники» (он самый вместительный в России) и «Спартак»: здесь были заполнены все 100% зрительских мест. Близки к этому показателю Санкт-Петербург и Сочи.
Да и вообще, Москва, Санкт-Петербург и Сочи оказались на этом чемпионате главными городами. Сами болельщики, судя по опросу агентства «Tvil.ru», назвали их самыми «тусовочными» — с самыми зажигательными развлечениями и концертами для футбольных фанатов.
Тут же, кстати, были и самые крупные фан-зоны: в Москве на площадке у здания МГУ на Воробьевых она вмещала 25 тысяч человек, а в Санкт-Петербурге на Конюшенной площади — 15 тысяч человек… Официальная сочинская фан-зона у Южного мола морского порта вмещала более 10 тысяч болельщиков.
Можно представить, сколько выпили пива и съели чипсов эти тысячи людей, искренне болеющих за футбол. Впрочем, экономический эффект для России съеденными чипсами, конечно, не измерить. Главное — это повысить ее туристическую привлекательность. Но тут даже Чемпионат мира сработал не на полную мощность.
Миллиарды выброшены на ветер?
Россия — это далеко не только Никольская улица и сочинские тусовки. Организаторы попытались показать иностранцам те уголки страны, которые были прежде скрыты более раскрученными туристическими «брендами». Но не очень получилось. Скажем, только 1% опрошенных болельщиков назвали «тусовочным» городом Самару, 2% - Волгоград… И вряд ли перуанцы, бельгийцы или японцы снова поедут сюда туристами.
Как говорит французский экономист Пьер Рондо, любое крупное спортивное событие неизбежно приводит к «эффекту вытеснения» — то есть на второй план отодвигаются туристы, которые приехали просто поглядеть прелести страны и которые необязательно являются поклонниками футбола. По словам Рондо, именно так было во Франции, принимавшей чемпионат в 1998 году, а затем в Бразилии в 2014 году.
Увы, частично повторила этот путь и Россия, где многие из построенных для «спортивных туристов» объектов просто окажутс 2000 я затем заброшенными (при том, кстати, что на подготовку к чемпионату в нашей стране потратили более € 11 миллиардов, в то время как в той же Франции, пусть и двадцать лет назад — лишь € 360 миллионов). И на следующий год после чемпионата число иностранных туристов во Франции не выросло. А если не вырастет и в России, то зачем платить больше?!
Теплов: Нужно развивать и другие направления
Может, параллельно с Чемпионатом мира нужно было раскручивать и другой туристический образ России? В преддверии мундиаля Ростуризм совместно с агентством «OneTwoTrip» провели исследование, опросив самих россиян: где бы они хотели побывать.
Вовсе не Москва и Сочи лидируют в опросе. 34% назвали самыми притягательными уникальные, «дикие» места (Камчатка, Сахалин, Курилы), 34% - доступные природные достопримечательности (Байкал, Карелия, Алтай) и 28% - исторические памятники.
Результаты исследования прокомментировал директор по маркетингу агентства «OneTwoTrip» Алексей Теплов:
— Пожалуй, главная проблема, с которой отчасти удалось справиться в том числе чемпионату мира, — это отсутствием позитивного туристического имиджа России. Для многих иностранцев мы страна двух городов (Москвы и Санкт-Петербурга) и далекой Сибири.
Многие туристы, да и сами россияне, не знают, что смотреть в регионах, чем богат тот или иной край, что там есть для путешественников. Или даже если знают, как в случае с Камчаткой, Карелией, Алтаем, то инфраструктура там не способна обслужить большой поток путешественников.
Большинство наших красивых регионов и курортов пока подходит в основном для любителей экстремального отдыха в суровых условиях, или для тех, кто готов выложить огромные деньги за поездку. Но благодаря ЧМ весь мир узнал, что красиво и хорошо в нашей стране не только в двух столицах.
«СП»: — Но все равно тройка самых привлекательных городов, что до, что во время Чемпионата мира, осталась прежней: Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
— Что касается регионов, в том числе тех городов, где проходили матчи ЧМ, то властям необходимо продвигать их как туристически привлекательное направление. Создавать туристические офисы, делать удобную навигацию и промо-ролики для русской и иностранной аудитории.
Но это только часть, самое главное для туристов — это удобство дороги, качественные кафе и рестораны, наличие интересных красивых мест, безопасность и невысокие цены. С последними тремя пунктами у наших городов проблем нет.
Почти все иностранные болельщики, посетившие города, отмечают, что у нас много интересных достопримечательностей, чистые улицы, низкие цены на услуги и питание, в нашей стране они чувствуют себя безопасно. Также почти все отмечали, что русские — очень гостеприимные хозяева.
Однако проблемы с транспортной инфраструктурой и сервисом всё ещё сохраняется, и решить их можно, в том числе, благодаря проведению таких масштабных мероприятий как чемпионат мира.
«СП»: — В правительстве заговорили и о новых законодательных изменениях для привлечения иностранных туристов — от безвизового режима для медицинских туристов до повсеместного введения tax free.
— Отсутствие упрощенного визового режима для иностранцев сильно тормозит развитие туризма в регионах. В первую поездку иностранные туристы стараются познакомиться с Москвой и Петербургом — главными российскими городами, как мы, например, отправляясь впервые в поездку в Италию или Францию, сначала стараемся увидеть Рим и Париж.
Более глубокое знакомство со страной, посещение таких городов как Казань, Сочи, Нижний Новгород, часто откладывают на вторую или третью поездку. Но для этого иностранцу каждый раз нужно заново проходить процесс получения визы.