Сборная России вылетела с Чемпионата мира по футболу. Похоже, теперь интерес отечественных болельщиков к главному футбольному событию резко снизится. Зато по улицам Москвы и Санкт-Петербурга продолжают гулять фанаты многих других сборных — а не только тех четырех, что дошли по полуфинала.
Китайцы едут на мундиаль в командировку
Еще предстоит подсчитать, сколько денег в России оставили иностранные туристы, которые приехали на Чемпионат мира. Причем в их числе были жители не только тех стран, национальные сборных которые участвовали в мундиале. Но и просто соседних государств, граждане которых решили путешествовать в России в антураже «футбольного карнавала»: например, из Китая приехали более 40 тысяч туристов с паспортами болельщика (то есть купили билеты на матчи) или около 10 тысяч из Финляндии.
Китайцев интересуют вовсе не конкретные сборные, а просто футбольные звезды первой величины вроде Лионеля Месси, Серхио Рамоса или Неймара. Все они безумно популярны в «нефутбольном» Китае на фоне расцвета социальных сетей: Криштиану Роналду, например, имеет 1,8 млн подписчиков в самой популярной китайской соцсети Weibo.
Из Китая в Россию приехали в основном представители многочисленного среднего класса, сформировавшегося за годы бурного экономического роста. По данным Ctrip, крупнейшего китайского туристического онлайн-агентства, средний китайский фанат потратил во время поездки около $7500.
Но эти деньги, конечно, не все влились в российскую экономику: деньги за билеты пошли FIFA, за авиабилеты — китайским авиакомпаниям… Более пяти тысяч китайцев забронировали футбольные туры в Россию (это, кстати, в десять раз больше, чем количество туристов, направляющихся в Бразилию, где турнир проходил четыре года назад). И тоже через китайские турфирмы. К слову, пакетный тур, включая просмотр полуфиналов или финала, стоил в среднем 180 тысяч юаней (1 млн 709 тысяч рублей).
По оценкам Ctrip, всего из Китая в Россию во время Чемпионата мира приехало около ста тысяч туристов. Причем это не только те, кто приобрел билеты FIFA, но также и купившие их у спонсоров (а спонсируют нынешний Чемпионат мира семь китайских корпораций), а также просто желающие увидеть Россию.
Отдельная категория визитеров — это чиновники: они изучают опыт России по проведению Чемпионата мира, так сказать, на «низовом уровне».
Ведь глава Госсовета Китая Си Цзиньпин поставил задачу: в 2030 или 2034 году страна должна принять Чемпионат мира, а к 2050 году стать чемпионом мира. Для этого в ближайшее время в Поднебесной будут построены 20 тысяч новых футбольных тренировочных центров и 70 тысяч футбольных полей. Российский
Жаворонков: изменения в туризме только негативные
В целом же вклад только китайских туристов в экономику России агентство Ctrip оценило в 3 миллиарда юаней (почти 29 миллиардов рублей). Сколько же оставили в нашей стране фанаты из других стран, еще предстоит оценить.
Но уже можно понять, какой экономический эффект для России дало проведение Чемпионата мира, до конца которого осталась всего неделя. Об этом «Свободная пресса» поговорила со старшим научным сотрудником Института экономической политики, членом совета фонда «Либеральная миссия» Сергеем Жаворонковым.
«СП»: — Сергей Владимирович, как вы считаете, чемпионат и особенно спех на нем российской сборной может стать стимулом, чтобы «большой» футбол в России получил еще больше денег, став коммерчески успешным, как в Западной Европе?
— Футбол один из самых популярных видов спорта в России еще с советских времен. И это коммерчески рентабельный вид спорта. А теперь скажу неприятные для фанатов вещи: вас, конечно, много, но вы не одни. В советское время, например, был еще один вид спорта, которым все гордились — шахматы. И он сейчас оказался в загоне: Россия давным-давно не выигр 2000 ывала шахматных олимпиад, в рейтинге ведущих шахматистов мира только 2 из 10 из России.
А все почему? Нет финансирования. Хотя его надо немного. Все деньги вбухиваются в футбольные команды разных лиг, потому что «в городе должна быть футбольная команда». Это перебор! Деньги на спорт должны выделяться не только на футбол!
«СП»: — Ну а что касается эффекта от мундиаля для российской экономики. Оправдал он уже надежды, возлагаемые правительством и бизнесом?
— На чемпионат потрачено 680 миллиардов рублей, включая 390 миллиардов из федерального бюджета. Правительство оценивает вклад чемпионата мира в экономику в 1% ВВП, с чем сложно согласиться. Эффект от приезда туристов, их расходов — кратковременный и близко не окупает ничего подобного.
Основные деньги потрачены на строительство и реконструкцию стадионов, которые не окупятся никогда. При этом, выбор городов был чрезвычайно странный: например, матчи решено было проводить в крохотном Саранске, для чего там строить новый стадион, при том, что Краснодар, где уже есть огромный стадион, построенный за счет спонсора Сергея Галицкого, в список этих городов не попал.
Складывалось ощущение, что задача правительства состоит в том, чтобы просто потратить как можно больше денег, на чем зарабатывали назначенные вне всяких конкурсов подрядчики.
«СП»: — Вы говорите о кратковременном эффекте от приезда иностранцев. Но на волне эйфории от приезда огромного числа зарубежных болельщиков в правительстве заговорили о новых законодательных изменениях: для медицинских туристов визы будут бесплатными, tax free по всей стране введут. Неужели это эффекта не даст?
— На медицинских туристах много не сделаешь, так как в большинстве развитых стран мира медицина государственная и бесплатная. Есть проблема очередей, но обычно ее решают, направляясь на лечение куда-нибудь в Израиль.
Вообще, что касается нормативной базы насчет туризма, то изменения были за последние годы только в худшую сторону. Например, введение курортного сбора.
Меня больше беспокоит, что Владимир Путин на последней «Прямой линии» пообещал «либерализовать гражданство»: то есть, видимо, всем таджикам его выдать как потомкам Российской империи.
Но Россия могла бы получить существенный эффект, если бы ввела безвизовый режим с европейскими странами в одностороннем порядке, что является обычной практикой для бедных стран относительно богатых. Но при нынешней российской власти это за пределами области допустимых значений, на мой взгляд.