Путин подписал изменения в закон о бюджете на 2018 год. Социальные расходы сокращены более чем на 50 миллиардов рублей (практически всё сокращение коснулось пенсий), примерно на такую же сумму выросли расходы на силовиков - причем только по открытым статьям бюджета. На сколько выросли секретные статьи - неизвестно.
Удивляться и возмущаться тут нечему. Всё, в общем-то, вполне логично. У власти нет позитивной повестки на развитие страны, поэтому она планомерно ведет подготовку к негативным сценариям. События в Иране перед Новым годом показали, что локальные стихийные бунты не слишком опасны для устойчивости системы в целом, однако они в итоге становятся постоянным фактором - прямо сейчас в ряде иранских городов вторую неделю продолжаются бунты и выступления, которые жестко, но не слишком эффективно подавляются карателями. Кремль готовится к аналогичным сценариям и в России - нищета населения, дичайшее социальное неравенство, ликвидация экономики, полное отсутствие каких-либо перспектив неизбежно будут приводить к росту стихийных протестов.
Задача у власти в таком случае вполне очевидная: не только наращивать силовую составляющую для подавления беспорядков и бунтов, но и самым жесточайшим образом давить любые намеки на возможную организацию протестов, так как без организующего начала даже самый масштабный бунт обречен. Ну, и психоз пропаганды, у которой та же самая задача: максимально дезорганизовывать, стравливать разные группы населения, переводить любой протест либо в безвекторный, либо направлять его в другую от воров от власти сторону. Здесь крайне полезен украинский опыт, когда совершившие государственный переворот преступники вначале ловко использовали социальный мелкобуржуазный протест Майдана для сноса одной из олигархических группировок, а затем восстания на Востоке Украины, имевшие гораздо более выраженный социальный подтекст, перевели в национально-освободительную повестку. Путин, нужно отметить, сделал всё, чтобы помочь своим коллегам и партнерам в этом вопросе, но в целом украинские олигархи всё сделали строго по науке. Не было бы Путина - был бы кто-нибудь еще, кого назначили бы ложным флагом.
Любая диктатура всегда стремится снизить социальную температуру общества. Просто потому, что диктаторы не умеют или не могут использовать энергию общества на его развитие и созидание. Для диктатуры российских воров это тем более актуально: они изначально не намеревались ничего развивать, они пришли обокрасть страну, они ее и обворовывают. Безо всяких идей, банально и предельно цинично.
Диктатура в определенном смысле работает как тепловая машина, как обычный бытовой кондиционер: снижая социальную температуру, избыток энергии нужно куда-то отводить. Его и отводят - либо на внешнеполитические военные авантюры, либо на поиск внутренних врагов и стравливание разных социальных групп между собой. И то, и другое в современной России представлено в полный рост. Показательна история буквально на днях с пиар-менеджером Леруа Мерлен - обычный (каких тысячи) текст не слишком умной женщины в Фейсбуке раскрутили до общенационального уровня, ему уделили свое внимание топовые пропагандисты Кремля. Цель - создание на пустом месте скандального и конфликтного повода, выброс энергии в никуда. Примитивно, как и всё, что делает путинская пропаганда, но это работает. Любое осмысленное действие должно быть забито эмоциями и инстинктами, в таком случае разум отключается, включается стадная модель поведения. Подобные мероприятия деструктивны, так как созидание - это всегда осмысленный процесс, но Путин и его клика - не для созидания, им это не нужно.
В целом то, что сегодня делает Кремль, полностью укладывается в логику продолжения грабежа страны. Целью является только обогащение властных группировок за счет обнищания
2000
всего остального населения и уничтожения национального богатства страны. Для клептократии все остальные задачи носят либо несущественный, либо вспомогательный характер. На сегодняшний день большинство источников ресурсов уже исчерпаны, поэтому остается ликвидация социальных гарантий народа. Сегодня только за счет еще более жесткого обнищания людей можно сохранить прежний уровень разграбления страны. Естественно, никуда не деваются и элитные войны - сокращающаяся ресурсная база обостряет конкуренцию за ресурсы внутри самой правящей верхушке, но мафиозная вертикаль полностью солидарна в вопросе дальнейшего ужесточения социальной политики - здесь разногласий между ворами нет и быть не может.