«Скорость – впечатляющая»
Если к максимальному среднеарифметическому времени доступа к трем украинским точкам обмена трафиком в 30 мс у экспертов рынка претензий нет, то цифра 2 Мбит/с в определении «широкополосный доступ к интернету» многих заставила задуматься.
Согласно документу, минимальная скорость широкополосного доступа к сети, как для подключения проводным способом, так и для мобильного интернета, должна составлять не менее 2 Мбит/с. Дать больше обещают к 2022 году: тогда, мол, все граждане смогут подключиться к интернету со скоростью не менее 30 Мбит/с, а 80% украинских домохозяйств будут иметь возможность подключиться к ШПД со скоростью не менее 100 Мбит/с.
В телеком-сообществе говорят, что цифра в 2 Мбит/с – не случайна.
– На самом деле, ситуация с определением минимальной скорости в 2 Мбит/с гораздо прозаичнее. Некоторые крупные игроки рынка, работающие по устаревшим технологиям, просто лоббируют эту цифру, ведь предоставить скорость выше просто не могут, а поучаствовать в распиле бюджетных средств очень хочется, – рассказывает на правах анонимности один из наших источников, хорошо проинформированный о «работе» над планом развития ШПД. – Отсрочка до 2022 года закладывается для того, чтобы, претендуя на бюджетные деньги, иметь «фору», не вкладывать средства в развитие и обновление своей технологической базы.
Источник уточняет: лоббируют норму в 2 Мбит/с сразу несколько крупных игроков, которые технологически не готовы предоставлять скорость выше. Из-за этого – и затягивание процесса.
То, что процесс определения понятия «ШПД к Интернету» тормозится в пользу устаревших, но крупных игроков рынка, «не под запись» подтверждают и другие собеседники нашего издания.
Хватит ли 2 Мбит/с
Минимально требуемой скорости в 2 Мбит/с недостаточно для внедрения правительственных инициатив в сфере телемедицины, обеспечения качественного учебного процесса в школах и цифровизации Украины, считает Глава Правления Интернет Ассоциации Украины Александр Федиенко.
– ИнАУ настаивает, чтобы минимальная скорость ШПД к Интернету определялась на уровне не менее 30 Мбит/с. 2 Мбит/с – это движение назад. С такими темпами мы точно не сможем внедрить телемедицину, не сможем преодолеть цифровой разрыв, – считает Федиенко. – Если, к примеру, школа будет подключена к Интернет по технологии ADSL на скорости 2, 3 или 5 Мбит/с, технически с такими скоростями организовать какое-то интерактивное обучение просто невозможно.
Напомним, по данным проведенного ИнАУ опроса провайдеров из 12 областей Украины, была определена индикативная скорость подключения к Интернету 159 украинских школ. Оказалось, что большинство учебных заведений, где есть доступ к всемирной паутине, уже сейчас подключены на скорости в 100 Мбит/с.
– Некоторые эксперты и лоббисты от общественности иногда ссылаются на нормы ITU… Коллеги, я понимаю, о каком документе идет речь, только читать его нужно верно: там говорится не о ШПД до 2 Мбит/с – там говорится что допускается скорость 1,5-2 Мбит/с, но все равно этот вопрос отдается на усмотрение страны и технологического прогресса её операторов внутри страны. Именно потому ИнАУ настаивала и будет настаивать на увеличении скорости обмена, – подчеркивает Федиенко.
Европейский опыт и «наши реалии»
Услуга фиксированного доступа к широкополосному интернету сегодня доступна 98% европейцев, при этом 76% европейских домохозяйств доступен высокоскоростной широкополосный интернет – на скорости не менее 30 Мбит/сек. В ЕС планируют к 2020 году обеспечить 100% населения возможностью подключения на скорости не менее 30 Мбит/с и 50% населения на скорости 100 Мбит/с. Хотя есть и сомнения в реалистичности такого плана.
В Украине же, по официальным данным, уровень проникновения фиксированного ШПД в 2017 году составил лишь 11,8 абонентов на 100 человек населения, тогда как в Словакии — это 23,3, в Венгрии — 27,4, а в Беларуси — 31,4 абонента. Из 10 крупнейших украинских операторов ШПД в прошлом году минимальную скорость на уровне 10 Мбит/с гарантировали только два. 4 оператора указывали в договорах с пользователями минимальную скорость доступа в номинальные 64 кбит/с, еще 4 – не указывали вообще.
При такой ситуации, говорит Александр Федиенко, определять минимальную скорость ШПД к Интернету на уровне 2 Мбит/с просто непозволительно:
– Необходимо «ломать систему» уже сейчас. Закладывать большую скорость. Те, кто не может предоставлять нормальный ШПД, должны просто покинуть рынок, а пользователи, в свою очередь, будут получать качественный доступ к сети, – говорит Федиенко. – Я думаю, что любое промедление с определением на законодательном уровне термина ШПД – это однозначно крест на цифровой экономике, о которой сейчас так громко говорят некоторые политики и премьер-министр. Я уважительно отношусь к коллегам, но удерживать технологическое развитие отрасли из-за морально и технически устаревших компаний просто недопустимо.
Повышение скорости, подчеркивает Федиенко, это не чья-то прихоть, это создание платформы для внедрения интерактивных мультимедийных технологий.
Цифра в 2 Мбит/с и обещанные в Плане 30 Мбит/с к 2022 году, возможно, продиктованы также нежеланием властей опростоволосится: таким образом у чиновников остается возможность в 2022 году отчитаться, что план по подключению к ШПД выполнен, «забыв» упомянуть об обещанных 30 Мбит/с. Другой вопрос – сможет ли цифровизироваться Украина на скорости в 2 Мбит/с?