Украина рассчитывает на поставки азербайджанского газа по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). Об этом заявил президент страны Петр Порошенко, который недавно принял участие в церемонии открытия газопровода.
Глава государства отметил, что Украина «полностью поддерживает» проект газопровода и надеется получать по нему газ.
А у нас газопровод. Вот
TANAP является частью так называемого Южного газового коридора, по которому газ из Азербайджана будет поставляться в Европу. По словам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который также принял участие в церемонии открытия, первые поставки газа по TANAP к границе Греции планируется осуществить уже к июню 2019 года. Ранее сроком начала поставок в Европу назывался 2020 год.
Проектная мощность газопровода составляет 16 млрд куб. м газа, из которых 6 млрд куб. м будут направляться в западные регионы Турции, остальные 10 млрд куб. м – в Европу. В перспективе мощность трубы будет увеличена до 24 млрд куб. м, а затем, возможно, до 31 млрд куб. м.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что для Украины «вполне реально» получать небольшие объемы газа по этому газопроводу.
«Все зависит от того, какая будет конъюнктура на рынке природного газа, какие будут ценовые параметры. Даже если Украина возьмет (из этого газопровода) 3 млрд куб. м газа, это уже хорошо, это, по сути, 10% всего украинского потребления и 30% импорта», – сказал эксперт в комментарии «Апострофу».
Более того, по его словам, в случае реализации российского газопровода «Северный поток-2″ в обход Украины и, как следствие, сокращения объема транзита российского газа в Европу по украинской территории могут возникнуть технические проблемы с реверсными поставками, и тогда присоединение к TANAP станет вопросом жизненной необходимости.
Газа на всех не хватит
Вместе с тем эксперт программы «Энергетика» аналитического центра «Украинский институт будущего» Андриан Прокип считает, что заявление украинского президента о поддержке проекта TANAP и желании получать по нему газ «не влечет за собой каких-то последствий».
Во-первых, мощность газопровода достаточно низкая, во-вторых, Украине для получения по нему газа нужно будет переориентировать свою систему, так как она на соответствующем участке нацелена на экспорт, а не на импорт.
«По большому счету какого-то потенциала для Украины от этого газопровода, учитывая его мощность, учитывая то, что он был построен для спроса со стороны европейских мощностей, я бы здесь не видел», – сказал эксперт «Апострофу».
Директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев также полагает, что Украине вряд ли стоит рассчитывать на газ, который будет поставляться по TANAP.
По его словам, сейчас реально для газопровода есть порядка 7 млрд куб. м азербайджанского газа, через лет пять он выйдет на мощность 16 млрд куб. м. «Из них все уже законтрактовали Турция, Италия и Греция. И 1 млрд куб. м хочет взять Болгария», – отметил эксперт в комментарии изданию.
Рябцев не исключил, что Украина смогла бы получать топливо по этому маршруту, но только в случае существенного увеличения ресурса. «Но сейчас ресурса нет», – добавил специалист.
Нездоровая конкуренция
TANAP и весь Южный газовый коридор является конкурентом российских газопроводов в Европу. Однако не станет ли он также конкурентом и для украинской газотранспортной системы?
В этом вопросе мнения экспертов разошлись. Так, Геннадий Рябцев считает, что TANAP и его продолжение от турецкой границы через Грецию и Албанию в Италию – Трансадриатический газопровод (Trans Adriatic Pipeline, TAP) – станут самыми настоящими конкурентами украинскому маршруту. «Как только он будет продлен до Италии, он может поставить крест на всех наших возможностях», – заявил эксперт.
Кроме того, он считает, что реализация этого проекта существенно усложняет возможности переговоров с итальянской стороной о продолжении использования украинского транзитного маршрута.
Андриан Прокип полагает, что сам по себе TANAP вряд ли составит конкуренцию украинской ГТС, особенно на фоне других газопроводов, которые имеют большую мощность («Турецкий поток» и «Северный поток-2″).
При этом, по его словам, сама Турция как страна-транзитер является конкурентом Украины в плане транспортировки газа в Европу, так как через ее территорию проходят или в ближайшее время будут проходить сразу несколько газопроводов.
«Индивидуально Южный газовый коридор не является угрозой, но в сумме те мощности, которые создаются в этом регионе, действительно представляют угрозу», – отметил эксперт.