«Лукойл» объявил об отсутствии коммерчески привлекательных запасов нефти на Таймыре, где компания проводила работы. «Роснефть» пока продолжает вести разведку, но специалисты полагают, что первоначальные оценки были сильно завышены.
Весной прошлого года «Роснефть» и «Лукойл» начали гонку за освоение нефтегазовых запасов Таймыра. Фактически за один полевой сезон компании провели сейсмику, подготовили участки под буровые работы и почти одновременно приступили к проходке первых скважин.
Вскоре «Роснефть» поспешила официально объявить о нахождении первого нефтяного месторождения на шельфе Восточной Арктики с запасами 81 млн тонн углеводородов. Компания заявила, что объём ресурсного потенциала будет увеличиваться по мере продолжения буровых работ. Всего же в море Лаптевых, как заявлял глава «Роснефти» Игорь Сечин, может залегать до 9,5 млрд тонн нефтяного эквивалента.
Доктор геолого-минералогических наук, академик Алексей Конторович пояснил, что для заявления об открытиях требуется пристально рассмотреть результаты разведки. Пока у специалистов есть сомнения в объемах запасов месторождения.
«В этом районе советские геологи работали с 40-х, и нефть была получена, но пока преждевременно говорить об объемах, — рассказал Конторович. — Роснефть проделала большой объем работ, но будет ли открытие знаковым, пока никто не знает. Нефтепроявления подтверждают, что прогнозы геологов верные и первая скважина — это результат важный, но масштабы требуют времени и проверки.
«Роснефть» не будет бороться с ЛУКОЙЛом за месторождение в Сибири
Оценки «Лукойла» были гораздо скромнее. На Восточно-Таймырском участке компания планировала найти 4,5 млн тонн нефти и 9,3 млрд кубометров газа. «Лукойл» пробурил на Восточно-Таймырском участке скважину до отметки 5,5 тыс. метров, результаты исследования которой показали отсутствие запасов, пригодных для разработки. В итоге компания решила отказаться от продолжения работ. Глава «Лукойла» Вагит Алекперов объявил, что участок оказался бесперспективным.
«Мы приняли решение демонтировать и вывезти буровую. Мы считаем, что пробуренная скважина и имеющаяся сейсмика не дают основания полагать, что там есть нефтегазовая провинция», — сообщил в интервью «Интерфаксу»президент «Лукойла» Вагит Алекперов.
Как пояснил промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, в практике далеко не редки случаи, когда представления разных компаний об объеме и качестве запасов одного и того же участка различаются.
«Связано это с тем, что их геологи либо оперируют разными данными, либо интерпретируют их по-разному. И, конечно же, играет роль состав геологоразведочных работ, проведённых конкретной компанией на конкретном участке. В случае Восточно-Таймырского участка требуется проведение дополнительных широкомасштабных разведочных работ, прежде чем заявлять о крупных победах», — пояснил эксперт.
«Когда компания говорит, что там ничего не нашли, — это больше вызывает доверие, чем заявления об огромных запасах, — пояснил нефтегазовый эксперт Михаил Крутихин. — Смущает, что заявления исходят от «Роснефти», компании, которая прославилась уже некорректными сообщениями. Так произошло с месторождением «Победа» в Карском море, где на основании одной не испытанной скважины «Роснефть» сделала заявление о большом месторождении нефти. То есть компания фальсифицирует результаты. Пока нет научно подкрепленных результатов — все это пустые заявления».
2000