1. Запуск модуля «Наука» к МКС может быть перенесен на 2020 год. Ранее сообщалось, что ремонт топливной системы практически завершен, и модуль можно будет запустить в следующем году. Очередной перенос может означать, что это не так: ремонт продолжается очень медленно, и когда он будет завершен – неизвестно. Можно объяснить перенос и по-другому: руководители РКК «Энергия» и Центра им. Хруничева не хотят отвечать за возможную аварию модуля после запуска. МЛМ «Наука» ожидает запуска на Земле уже очень давно (http://kosmolenta.com/index.php/1211-2018-04-11-mlm), и гарантийные сроки многих его систем неоднократно продлевались. При этом, вероятно, процедуры, необходимые для продления сроков, зачастую проводились лишь формально.
2. Запуск исследовательской станции «Луна-25» переносится с 2019 на 2021 год. Это решение также не является неожиданным. Изначально автоматическая межпланетная станция разрабатывалась под легкую индийскую ракету PSLV, что наложило ограничения на размер топливных баков. В результате, даже переноса на «Союз-2», у аппарата остались маленькие баки, из-за которых возникает дефицит топлива на посадку. Из-за баллистических условий запуск в 2020 году становится невозможен, а доделать «Луну-25» к концу 2019 года НПО им. Лавочкина не успевает.
Разработка этой миссии, известной также как «Луна-Глоб», началась более 10 лет назад. Последняя успешная автоматическая межпланетная станция была разработана в НПО им. Лавочкина еще в 1986 году.
3. Персонал Завода им. Хруничева в Москве будет сокращен в 2,5 раза до 2025 года. В ГКНПЦ имени Хруничева в ближайшие несколько лет ожидаются существенные сокращения на всех уровнях. Ракетно-космический завод, расположенный в московском районе Фили, занимается сборкой ракет «Протон-М» и разгонных блоков «Бриз-М». Спрос на эти ракеты в последние годы существенно упал после потери иностранных заказчиков и уменьшения количества государственных запусков. В результате число пусков ракет «Протон-М» уменьшилось с 8-10 в их лучшие годы до четырех в прошлом году и, предположительно, двух в этом году.
Долговые обязательства Центра им. Хруничева сейчас достигли 100 млрд рублей. В прошлом году был зафиксирован чистый убыток в 23,16 млрд рублей.
Грустная правда заключается в том, что российская ракетно-космическая отрасль, в которой работает 250 тысяч человек, сильно переразмерена по сравнению со стоящими перед ней задачами и имеющимся финансированием. Если разделить бюджет Роскосмоса на всех работающих в отрасли людей, то окажется, что его не хватает даже на среднюю достойную зарплату без вычета всех накладных расходов, покупки материалов и оборудования. Сокращение является необходимой мерой, но, учитывая хрупкость существующих производственных схем, с большой вероятностью можно утверждать, масштабное сокращение приведет к остановке производства. И, возможно, навсегда.
4. Вчера в «Ведомостях» было опубликовано интервью генерального директора S7 Space Systems Сергея Сопова. Он рассказал о том, что правительство пока блокирует возобновление пусков украинских ракет «Зенит» с «Морского старта», несмотря на ранее выданные обещания со стороны Роскосмоса, а также о планах возобновить производство советских двигателей НК-33. С их помощью S7 надеется создать «более дешевую» версию ракеты «Союз-5», которая могла бы стать конкурентоспособной.
Чем дольше существует S7 Space Systems, тем более ясно становится, что у компании нет ни понимания, как заниматься космонавтикой, ни хоть какого-нибудь плана. S7 заплатила $160 млн за морской космодром, надеясь возобновить коммерческие запуски спутников на ракетах «Зенит», не пытаясь разобраться, 2000 почему в прошлом проект пришел к банкротству и поверив обещаниям Роскосмоса. Но даже если бы «Зениты» летали, и даже если бы «Морской старт» не был убыточным на протяжении всего своего существования, сейчас – не лучшее время для выхода на рынок пусковых услуг. Цена запусков существенно снизилась, а число геостационарных запусков в перспективе будет сокращаться из-за увеличения срока их службы.
Непонятно, что заставило S7 думать, будто «Союз-5» сможет конкурировать с Falcon 9. А теперь, когда они поняли, что это не так, что-то заставляет их думать, будто они смогут восстановить производство НК-33. С этой задачей ранее не смог справиться CНТК им. Кузнецова – предприятие, разработавшее эти двигатели.
Более того, чрезмерный оптимизм мешает им обратить внимание на то, что НК-33 были прорывом в свое время, но сейчас по техническим характеристикам это просто хорошие двигатели, и никакого глобального преимущества над конкурентами они не дадут. А проблема отсутствия ракеты двигателями не решается.
С каждой новой попыткой найти решение проблемы «Морского старта» S7 все глубже залазит в огромные расходы, но не приближает даже возобновление эксплуатации космодрома, не говоря уж о какой-то прибыли.
Пример S7 очень хорошо иллюстрирует недостатки централизованных инвестиций: частные средства были вложены не в то направление, которое является наиболее перспективным, а туда, где это требовалось госкорпорации Роскосмос. В результате черная дыра на балансе РКК «Энергия» была закрыта, и Роскосмос свои проблемы решил. Но вот российская ракетно-космическая отрасль от вложенных сотен миллионов не получила ничего.