Россия блокирует запуск украинских ракет “Южмаша” с платформы “Морского старта”

 »   » 
  • Опубликованно
  • Россия блокирует запуск украинских ракет “Южмаша” с платформы “Морского старта”

— Сделка закрыта, теперь ваша компания вступает в новый этап — подготовку к первому морскому пуску?

— Практически так. Если не считать одной важной проблемы, а именно — отсутствия ракеты-носителя, необходимой для возобновления коммерческих пусков. Когда мы принимали решение о покупке активов проекта “Морской старт”, продавцы в лице госкорпорации “Роскосмос” и ракетно-космической корпорации “Энергия” (входит в “Роскосмос”, владеет швейцарской компанией Sea Launch, которой принадлежал “Морской старт”) заверили нас, что до создания российского носителя среднего класса “Союз-5” мы сможем использовать для пусков ракету “Зенит-3SL”, которая создается в кооперации с украинскими предприятиями. Сейчас комплекс может использовать только “Зенит”, а значит, это вопрос политизированный.

В декабре 2017 года S7 Space в кооперации с РКК “Энергия” и ЦЭНКИ осуществила свой первый пуск: с космодрома Байконур РН “Зенит” вывела на орбиту спутник связи Angosat. Контракт с правительством Анголы на производство и вывод спутника заключала РКК “Энергия” в начале 2010-х, после 2014 г. из-за разрыва российско-украинских отношений запустить спутник самостоятельно “Энергия” не могла, так как Украина не сотрудничает с российскими госкомпаниями. Запуск был успешен, но спутник из-за производственных дефектов так и не вышел на связь. Россия изготовит и запустит для Анголы другой.

Гарантии “Роскосмоса” были нашим ключевым условием вхождения в проект. Мы подписали с госкорпорацией соглашение о сотрудничестве по возобновлению пусковой деятельности проекта “Морской старт”. Свои разрешения российской компании владеть и управлять пусковым комплексом давали госдепартамент и пять различных министерств США. Пришлось переоформить, а по некоторым направлениям этот процесс продолжается, в общей сложности 40 лицензий. При этом мы дали гарантии американскому правительству, что проект будет возрожден в той конфигурации, в какой он зафиксирован межправительственным соглашением США и России. Также мы убедили украинское правительство продать нашей американской “дочке” S7 Sea Launch ракеты “Зенит”. Но все остановилось, когда нам понадобилось ранее гарантированное разрешение российского правительства на поставку комплектующих (их производят предприятия “Роскосмоса”), необходимых для изготовления “Зенитов”.

— Это нежелание выполнять договоренности или бюрократия?

— Проект соответствующего распоряжения правительства был подготовлен “Роскосмосом” и согласован в 20-х числах апреля. Оставалось его подписать. Но кабинет министров ушел в отставку после президентских выборов, и на сегодняшний момент утверждение документов подвисло. Сформировано новое правительство, ему необходимо войти в курс дела; соответственно, подвижек пока никаких.

— То есть обычная российская бюрократия. Но раз проект поддерживали и “Роскосмос”, и правительство, вопрос должен со временем решиться.

— Очень на это надеюсь. В конце концов, мы свою часть пути, затратив значительные средства, прошли, теперь дело за правительством и “Роскосмосом”. Другой важный момент: как это распоряжение в итоге будет сформулировано. Подготовленный ранее проект распоряжения нас устраивал: он предусматривал экспорт американской S7 Sea Launch российских двигателей, камер сгорания, систем управления и других комплектующих с возможностью реэкспорта на Украину для сборки ступеней ракет-носителей “Зенит”. Но в ходе обсуждения мы слышали и такое мнение: давайте Украина просто баки будет в США поставлять, а вы там сами в Калифорнии собирайте ракету из российских и украинских комплектующих.

— Что значит “собирайте в Калифорнии”? Где собирать?

— Об этом и речь. Постройте завод и собирайте! Хорошо, давайте представим, что мы преодолели все трудности и построили производство в США. Это, как минимум, потребует подписать новое межправительственное соглашение между Россией и США, потребует нового распределения обязанностей сторон, я уж не говорю об учете мнения Украины. Очевидно, что процесс затянулся бы на долгие годы, что грозило бы нам многомиллионными убытками. Да и сам пусковой комплекс “Морского старта” не вечен.

Мы сейчас пытаемся восстановить проект в той конфигурации, которая установлена межправительственным соглашением России и США от 1996 г. Оно действует, собранные ракетные ступени (первая и вторая) поставляются с Украины, разгонный блок — из России. Мы в рамках проекта не имеем допуска к американским технологиям, они — к нашим. Это все работало в таком виде почти два десятилетия, и любое изменение противоречит межправительственному соглашению.

— Чтобы осуществить первый пуск с “Морского старта”, как планируется — в декабре 2019 г., когда вам нужно получить первый “Зенит”?

— До конца этого года. В отведенные сроки мы пока укладываемся. Когда мы еще весной прошлого года получили добро от Украины, сразу же заключили контракт с украинским “Южмашем” на 12 комплектов ступеней ракеты-носителя “Зенит”. Профинансировали их производство уже на $24 млн. На заводе находятся три практически готовых комплекта “Зенита”, они лежат без российских двигателей и систем управления.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа