Палеонтологи и биологи с помощью современных методов изучения ДНК могут узнать о болезнях и образе жизни наших предков, историки, воспользовавшись «умными» сканерами, — восстановить текст древней рукописи.
Недавно технологии дошли и до искусствоведов. Теперь с помощью инфракрасного сканирования можно просмотреть все слои картин, увидеть эскиз произведения и даже скрытые послания художника.
Недавно исследователь Джон Делани совместно с японскими коллегами из Музея изобразительных искусств Пола провел анализ картины Пикассо «Мать и дитя на берегу». Удивительно то, что сканер смог распознать не только слои картины, но и следы газеты Le Journal от 18 января 1902 года.
На холсте также сохранились наброски предыдущего рисунка, отметили ученые.
- Технология, которую мы использовали в работе, изначально принадлежала NASA. Ее изобрели в середине 80-х для изучения минералов по изображениям при помощи спектрального анализа, — рассказали исследователи.
Так как большинство красок основано на минералах, этот способ исследования стали использовать и для изучения картин. Изначально специалисты хотели разработать механизм, который бы определял подделки, а также смог датировать произведения искусства.
Но, как оказалось, возможностей у инфракрасного сканирования гораздо больше. Первой картиной, которую изучили искусствоведы, стала «Мать и дитя на берегу».
Сканер подтвердил подлинность произведения, а также назвал промежуток времени, в который она изготавливалась. Полученные данные совпали с историческими сведениями.
Анализ слоев показал, что картина была нарисована поверх другого изображения. Пикассо закрасил изображение женщины со стаканом абсента, что видно по остаткам ранней краски.
Это почти не удивило ученых, ведь так поступали почти все бедные художники, у которых не было средств на покупку нового холста.
Но наличие газеты, запечатанной в слоях, до сих пор остается загадкой: хотел ли художник заложить в это особый смысл или просто использовал бумагу для художественных целей?
Для биографов и искусствоведов это важный факт, так как датировка газеты соответствует периоду, когда Пикассо переезжал из Парижа в Барселону.