В пояснительной записке МВД указало, что только в 2016 году на госпредприятиях и учреждениях Нацполіція зафиксировала более 6 тыс. краж, грабежей и других нарушений, которыми был нанесен ущерб на 2 млрд грн.
МВД также напомнило, что через российскую агрессию и деятельность незаконных вооруженных формирований президентом и Советом национальной безопасности и обороны украины принято ряд решений об усилении охраны энергетической и критической инфраструктуры.
Поэтому в МВД считают, что существует необходимость обеспечения государством охраны объектов отдельных категорий. До таких там предлагают отнести объекты, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства, здания органов государственной власти и самоуправления (по обращениям их руководства), важные объекты электроэнергетики. Также под охрану полиции предлагают взять хранилища нефти и газа и важные объекты нефтегазовой отрасли, морские торговые порты, территории зон отчуждения, водоканалы, объекты по изготовлению акцизных марок, паспортов и удостоверений. Также к этому перечню отнесены даже пункты проведения внешнего независимого оценивания, психушки и музеи с архивами.
Проект постановления предусматривает, что после ее принятия МВД утвердит перечень объектов для охраны и вместе с Министерством экономического развития и торговли установит методику формирования цен на услуги охраны полиции.
Ранее в перечень, который на договорных началах охраняла полиция охраны, входило 72 объекта. Это в основном областные государственные администрации и крупные госпредприятия.
При согласовании позиций Министерство юстиции заявило, что у Кабмина не имеет полномочий определять категории объектов, на которых будет установлена полиция охраны. Для определения категорий нужно внести изменения в законодательство. Но эта критика была отклонена разработчиком проекта постановления – МВД заявило, что законодательством именно на Кабмин возложены полномочия по управлению госсобственностью.
В перечень участников согласования проекта не была включена Антимонопольный комитет. Зато на официальном сайте АМКУ размещен отчет об исследовании комитета предыдущего постановления правительства №937 от 11.11.2015 года, которым был установлен перечень предприятий под охраной полиции.
АМКУ установил, что правительственный документ нарушил конкуренцию на рынке охранных услуг, поскольку предоставил органам полиции исключительное право на охрану объектов государственной и других форм собственности. Таким образом были установлены неравные организационные, правовые и экономические права для субъектов различных форм собственности, функционирующих на рынке охранных услуг.
Это также повлияло на цену. Исследование показало, что средняя стоимость услуг одного охранника полиции за один час работы составляет 70,59 грн., тогда как стоимость услуг частного охранника – 18,71 грн./час.
По мнению АМКУ, предложенный проект постановления об определении критериев предприятий, которые будет охранять полиция, не решает вопрос улучшения конкуренции на рынке. Кроме того, в АМКУ напомнили, что в 2016 году МВД пыталось провести через правительство постановление об определении критериев объектов для охраны полиции. Тогда комитет раскритиковал эту инициативу из-за того, что в случае ее принятия органы полиции охраны были бы единственным поставщиком охранных услуг на определенных категориях объектов.