Несколько дней назад глава компании SpaceX Илон Маск рассказал о планах на будущее. Рассказ был достаточно подробным, с приведением финансовых деталей. По словам Маска, в течение последующих трех лет стоимость пуска Falcon 9 снизится до $5-6 млн. Этот прогноз будет реальным, если большее количество элементов ракеты-носителя станут многоразовыми.
Сейчас наиболее дорогим элементом ракеты является первая ступень, которую представители SpaceX уже научились возвращать. На нее приходится около 60% цены ракеты, соответственно, ее цена оказывает наибольшее влияние на себестоимость пуска. Кроме того, еще 20% — это вторая ступень и 10% — головной обтекатель и остальные элементы, без которых невозможен запуск. Оставшиеся 10% — топливо и стоимость всего, что так либо иначе связано с пуском.
Модификацию ракеты Block 5 планируют эксплуатировать и дальше — всего SpaceX собирается осуществить около 300 пусков, включая и те, что будут реализовываться с использованием уже отработавших ступеней. Сейчас, по словам представителей компании, первую ступень можно запускать около десяти раз без ремонта. Если же ее регулярно ремонтировать, можно добиться увеличения количества пусков до ста раз. До 2019 года компания собирается провести интересный эксперимент — два раза в течение одних суток запустить Block 5 с одной и той же первой ступенью.
Предыдущая версия ступени, Block 4, тоже могла использоваться до десяти раз подряд, но для этого требовался косметический ремонт между полетами. Сейчас же никаких работ не требуется — ступень можно использовать сразу же, как только она вернулась на Землю. Единственное, что нужно ракете для полета — топливо. Баки ступени заправляются, и она летит снова.
Block 5 Falcon 9, по словам Маска — наиболее совершенная модификация ракеты-носителя Falcon. Впервые обновленная ракета полетела в космос несколько дней назад. Она вынесла на геостационарную орбиту Земли первый спутник Бангладеш, он получил название Bangabandhu-1.
С нумерацией модификаций первой ступени есть некоторая путаница. Несмотря на то, что она называется Block 5, это уже шестая версия. Все улучшения и доработки сделаны на основе информации, полученной ранее. Кстати, само слово «Block» взято Маском из лексикона русских космонавтов и ракетостроителей.
Сейчас двигатели первой ступени улучшены, их мощность увеличилась на 8%. Что касается второй ступени, то и здесь двигатели улучшены, их мощность выше на 5%. Возможно дальнейшее увеличение мощности двигателей — тягу планируют увеличить процентов на 10%.
По словам представителей SpaceX, увеличена и безопасность ступеней, теперь их изготовление и эксплуатация полностью соответствуют всем требованиям НАСА. Производить их стало немного проще, что позволило уменьшить количество времени, требуемого на производство. В числе прочих изменений — складные опоры, которые более не понадобится снимать после посадки ступени на Землю.
Текущая версия Falcon — финальная. Она оказалась настолько удачной, что SpaceX не станет ее больше модифицировать, оставив статичной во времени. Вместо этого у компании появится больше времени на реализацию своих проектов по созданию Big Falcon Rocket и сети спутников Starlink. При необходимости в конструкцию Falcon 9 могут внести какие-то изменения, но вряд ли они будут значительными. «Не будет Block 6. Мы решили остановиться на версии Block 5 и в дальнейшем не планируем вносить значительные изменения в ее конструкцию», — заявил Маск.
Кстати, недавно китайцы заявили о планах создать возвращаемую первую ступень по типу Falcon 9. Ведь Китай — космическая держава, и сэкономить пару десятков миллионов долларов США на пусках там никто не против. Недавно китайский инженер-конструктор Лонг Лехао (Long Lehao) из Академии технологии ракет-носителей Китая (China Academy of Launch Vehicle Technology, CALT) рассказал, что сейчас идёт разработка ракеты-носителя «Чанчжэн-8» (Long March 8) с многоразовой первой ступенью. Первый испытательный запуск может состояться уже в 2020 году.
К 2035 году Корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) планирует добиться повторного использования всех ракет-носителей страны.