Если пересчитать текущие цены на бензин, исходя из их привязки к стоимости нефти, к стоимости того же бензина на 2000 год, получится, что АИ 92 должен стоить в пределах 23-25 рублей. Но сейчас он стоит порядка 39-42 рублей. Откуда эта разница?
Это все – налоги и маржа госкомпаний. С каждого литра по 15 целковых или больше.
Укрепление вертикали власти – то есть отдельной несменяемой группы лиц – в экономическом смысле и есть изъятие этой маржи. Не только с бензина, но с него в первую очередь. Кратно распухший с 2000 года бюджет оплачен строго за счёт изъятия надбавки за стабильность. Если совсем просто – государство забирает деньги из кармана бизнеса и гражданина, чтобы покупать стоящим у руля предметы запредельной роскоши, а также оплачивать аппарат принуждения и пропаганды.
Кроме цен на бензин, есть ещё цены на электроэнергию. Тут вообще космос. С 2000 года рост стоимости – 1700%. Причём рост по большей части ничем не обоснованный. Энергоносители выросли в цене не более чем в 2-3 раза, и реальная стоимость электричества должна быть в районе 1 руб. за кВт/час. Максимум 1,5 рубля. Но мы видим 4-6 рублей. Почему?
Все просто: приватизация энергетики плюс все та же рента бюджета и госкомпаний. Самые лакомые энергоактивы растащили по своим карманам госкомпании и олигархи – и жируют на них так, что рехнуться можно. Недавно весь Интернет облетела запись 16-летней дочки не самого крупного толстосума России: она впервые в жизни слетала куда-то не на частном папином, а на общественном самолете – и пришла в ужас: «там дофига людей!»
Продать электричество за рубеж сложно, поэтому электрокороли наживаются на внутреннем рынке. Такая же история и с ценами на газ…
Идея Путина, что Россия должна сравнять внутренний рынок энергоносителей и металлопроката с внешним – глубоко порочна. Ведь наша страна – самая северная в мире, лишь 20% ее территории пригодны к проживанию. Но даже на них все равно надо много топить и строить дома с капитальными фундаментами.
Поэтому внутренний сырьевой и энергетический рынок должен быть надежно защищен дисконтом к мировым ценам. Иначе наше классическое производство – промышленность, обработка, сельское хозяйство – автоматически становятся неконкурентными в силу мороза, почв и расстояний. Деградация промышленности – прямая и главная заслуга той стратегии, которую избрала наша власть.
А какая же еще может быть выгодной текущему режиму? Он изъял из экономику конкурентную цену, обратив ее в свою ренту. Корпоративно разбогател до космических масштабов, доведя страну до состояния, когда деньги есть только высших бонз и тех, кому они позволили их иметь.
Любая частная инициатива при наших внутренних ценах на бензин, газ, электроэнергию и сырьё если и возможна, то крайне раскована и зависима: от заемного капитала и политических условий. Вдобавок к этому – откровенно изношенная и недостаточная инфраструктура и паразитическая деятельность госаппарата, который кормится на еле живом теле экономики.
Вот и весь секрет нашей экономической стратегии. Забрали все излишки у граждан и бизнеса – и выдают им маленькими порциями, чтобы не привыкали к хорошему. И делает это все не какой-то страшный враг-госдеп-Навальный, а родная власть с ее бессменными Медведевым, Усмановым и Мутко.
Именно поэтому рядовые российские Вася и Петя не могут строить здесь вертолеты и мотоциклы, смартфоны и даже кастрюли. Они вынуждены гонять в Азию, чтобы выжить на перепродаже чего-то оттуда. А их потенциальные доходы технично перераспределяются Усмановым и Вексельбергам. Оба входят в число богатейших людей Великобритании.
2000