Были сравнены состояние демократии, прав и свобод граждан в 29 странах бывшего соцлагеря.
По мнению шефа проекта Нейта Шенккана, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Кыргызстан имеют самый высокий риск превратиться в авторитарную страну. Далее исследователи утверждают, что хоть реформы в Украине по децентрализации продолжаются, другие ключевые проекты, в первую очередь, антикоррупционные, заметно пробуксовывают.
«Окно фундаментальных реформ в Украине, возможно, и не было закрыто, но оно существенно сузилось на фоне политического сопротивления антикоррупционным реформам и серии нападений на неправительственные организации и СМИ», — считают в Freedom House.
Аналитики организации, проанализировав факты пренебрежения власти к независимым институтам и инициативам гражданского общества, приближения провластных партий к слиянию с государством, а также давление, оказываемое на оппозицию и свободные СМИ, пришли к выводу, что Украина отдаляется от демократии.
И такое мнение не единично. Украина заняла 150 место (из 186 стран мира) в нынешнем рейтинге экономической свободы американского аналитического центра Heritage Foundation. А среди европейских стран Украина попала на «почётное» последнее место. 3 показателя Украины оценены хуже, чем в прошлом году: право собственности, свобода торговли, целостность управления, а уровень финансовой свободы остался на прошлогоднем уровне.
Лидером рейтинга стал Гонконг, далее следуют Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария и Австралия.
А в рейтинге Democracy Index 2017 (организации Economist Intelligence Unit) Украине с баллом 5.69 отвели 83 позицию (из 167). Здесь брались в расчёт 60 показателей (избирательный процесс и плюрализм, гражданские свободы, функционирование власти, политическое участие и политическая культура и др.). По итогу каждую изучаемую страну определяли по типу режима: полная демократия, несовершенная демократия, гибридный режим и авторитарный режим. Украина попала в гибридные режимы.
Кстати, в 2006 и 2008 Украине присваивали гораздо более высокий балл — 6.94.
А 1 место заняла Норвегия (9,87), последнее – КНДР (1.08). Украину опередили соседи Словакия (44 место), Польша (53), Венгрия (56), Румыния (64) и сестринская Грузия (79).
В этом же отчёте приводится рейтинг свободы прессы в 2017. Украине дали 6 баллов из 10 с формулировкой «страна с преимущественно несвободной прессой». «Десятку» поставили Австралии, Канаде, Дании, Финляндии, Исландии, Швеции и даже США. У аутсайдеров 0 баллов — это Азербайджан, Беларусь, Китай, Северная Корея, Сирия, Турция, Узбекистан.
Финляндия, Норвегия и Швеция возглавляют другой рейтинг Freedom House – состояние общей свободы в странах. Аутсайдерами являются Тибет и Сирия. А вот как они расположили постсоциалистические страны:
27 Чехия
28 Эстония
35 Словения
39 Литва
46 Словакия
51 Польша
53 Хорватия
54 Латвия
55 Монголия
58 Румыния
69 Болгария
80 Венгрия
81 Сербия
90 Черногория
98 Грузия
105 Молдова
108 Украина (между Сьерра-Леоне и Гонконгом)
114 Македония
120 Босния и Герцеговина
135 Армения
149 Кыргызстан
175 Казахстан
179 Беларусь
180 Россия
188 Азербайджан
196 Таджикистан
207 Туркменистан
208 Узбекистан
Так что же означает это опубликованное исследование Freedom House: Запад внезапно прозрел или просто его терпение по поводу «своего сукиного сына» закончилось? Какое будущее ждёт Украину? Мнения экспертов по этому поводу разделились.
Татьяна Монтян полагает, что «Соросята явно отправили Порошенко «чёрную метку». Но толку в том, если решать его судьбу всё равно будет Трамп вместе с республиканцами. А они пока ещё не определились с преемником президента».
Василий Стоякин же считает, что это ничего не означает — просто экспертная оценка: «Я так понимаю, что у них нет единого мнения по этому поводу или даже есть популярная установка на «пусть победит сильнейший», а уж мы потом покажем, кто сильнее. В общем, правильная установка — всё равно все кандидаты проамериканские (кроме Тимошенко)».
«Не думаю, что в данном случае может идти речь о «прозрении», — полагает Александр Голуб. — Запад прекрасно понимал с самого начала, что выполнить задачу по превращению Украины в антироссийский плацдарм может только националистическая Майадана и его последствий. Другое дело — когда задание уже выполнено, можно постепенно называть вещи своими именами и сливать подельников».
Александр Охрименко напомнил о том, что: «Пётр Порошенко хочет создать в Украине такую государственную модель, как у Александра Лукашенко в Беларуси. При этом, я думаю, ЕС и США не против этого. В целом они уже согласны с тем, что в Украине будет править клан Порошенко и даже когда он постареет, то кабинет президента может занять его сын. Для США-ЕС проще иметь дело с одним олигархом, даже если он зарабатывает на стране и больше думает о своём бизнесе, нежели об экономике страны. А все эти хаусы — это просто антураж. Настоящие политики США и ЕС уже давно знают, кто такой Порошенко».
У Запада в целом и даже у США в частности нет единого мнения по поводу Украины, — комментирует Константин Бондаренко. «Есть борьба разных политических групп, которые используют Украину в качестве иллюстрации для критики своих соперников и оппонентов. Условно: когда началась волна обвинений Порошенко в коррумпированности, бросалось в глаза, что авторы текстов и организации, которые распространяли данные материалы, аффилированы с ЦРУ. Главной же мишенью был не Порошенко, а Рекс Тиллерсон, которого фактически обвиняли в потакании коррупционному киевскому режиму. Как только бывший шеф ЦРУ Майк Помпео стал госсекретарём, в США исчезли публикации о Порошенко. Та же ситуация, похоже, и с Freedom House: не стоит думать, что в США озаботились судьбой украинской демократии. Стоит оценивать это заявление с политической точки зрения: скорее всего, отдельные политические группы в Вашингтоне готовятся к финансированию некоего политического проекта с компрадорским оттенком — но под благообразным поводом (типа борьбы с коррупцией и диктатурой)».
Макс Бужанский сомневается, что нынешний низкий рейтинг власти позволяет говорить о тоталитарно-авторитарном режиме: «Конечно, терпение запада заканчивается: они ждали, что мы используем их поддержку для попытки реформировать систему не на словах, а фактически. Увы, не с нашим счастьем».
«Для запада это просто манёвр на будущее – в случае возникновения необходимости проведения замены в верхушке нынешней украинской власти, у них уже будет информационная база для объяснения таких замен, — объясняет Александр Дудчак. — Западу нужна Украина, реализующая те же нынешние задачи, и идущая по тому же проложенному внешнеполитическому и внутриэкономическому курсу, но с менее одиозными персонажами, которых даже не спасает традиционное лояльное отношение к «своим сукиным сынам».
В закрытой экспертной дискуссии Александр Кочетков в очередной раз услышал о том, что запад (США в первую очередь), имеет намерение убедить Петра Порошенко не участвовать в предстоящих президентских выборах. «Одним из аргументов в поддержку такого варианта является информация о том, что не только Александр Онищенко, но и Игорь Коломойский поделился с правоохранителями США своей информацией о коррупции на президентском уровне в Украине. И тут возникает дилемма, решить которую лично я не в состоянии. С одной стороны, неучастие ПАПа в выборах — это шанс для страны (понятно, что для удержания власти он готов на всё). А с другой, выдержит ли Украина такую штормовую раскачку».