Нынешняя весна выдалась активной в Игоря Добрянского. Глава стартапа проводит много времени в разъездах и встречах с инвесторами. Полтора года назад он, будучи владельцем компании по прокату авто в Виннице и планируя расширять бизнес, нашел неожиданную нишу в популярной ныне сфере sharing economy (экономика совместного потребления). Теперь предприниматель предлагает владельцам автомобилей сдавать свой транспорт в аренду обычным украинцам, чтобы тот продолжал кормить владельца, когда машина не нужна. Арендаторы в свою очередь могут получить тот же транспорт, что и в любом прокате, только дешевле.
Все для миллениалов
По словам основателя проекта, европейские инвесторы проявляют интерес к проекту и торопят основателя SizeCar запуститься в странах ЕС. Американские – хотели посмотреть на успех на родине, чтобы решить, насколько они готовы инвестировать.
В Украине проект запустился несколько месяцев назад и сейчас растет со скоростью примерно 50% в месяц. Добрянский ищет финансирование в размере $250 000 за 10% компании и оценивает свой проект в $2,5 млн, хотя, по его словам, фонды рекомендуют просить за такую долю в два, а то и больше раз средств. До этого момента проект развивался на деньги основателей.
По словам предпринимателя, интерес со стороны инвесторов связан с популярностью сервисов совместного потребления и тем, что подрастает поколение мілленіалов. Они предпочитают не покупать дорогие вещи, а брать в аренду. Деньги тратить на гаджеты, путешествия, впечатления. «Инвесторы видят деньги у тех клиентов, которых будет больше и больше через несколько лет», – говорит CEO SizeCar.
Миллион за год
Сейчас над проектом работает 12 человек. Центральный офис находится в Виннице.
Украинская аудитория на момент разговора (а она состоялась две недели назад) составляла около 300 человек – это те, кто готов сдавать свой автомобиль в аренду. В основном это люди, которые имеют в своем распоряжении несколько автомобилей. Кто работает в Убер и сдает автомобиль, когда в нем нет необходимости. Кто-то работает в других службах такси. В основном это люди, которые ищут пассивный доход и готовы инвестировать.
Типичный арендатор – это человек, который приехал в командировку и ему нужна машина на несколько дней. Также есть много туристов и около 20% – менеджеры и топ-менеджеры.
В общем в SizeCar зарегистрировано около 500 пользователей. «В течение года мы планируем привлечь 10 000 пользователей и выйти на прибыль чуть более $1 млн. Если выйдем на американский рынок, то от $10 млн», – делится планами на будущее CEO компании.
Сейчас автомобили для аренды доступны в Киеве, Львове, Виннице, Хмельницком, Одессе. Игорь Добрянский считает, что такая модель поможет сделать доступным аренду автомобилей даже в небольших городах, куда сервисы проката не выходят, а потребность есть.
Но основным рынком для себя в компании видят американский. По словам основателя стартапа, на нем больше денег и есть только одна крупная компания Turo со схожей концепцией. Остальные страны будут хорошим дополнением. Как говорит Добрянский, бизнес легко масштабируется, поэтому выходить на новые рынки будет несложно. В Украине сервис конкурирует с обычными прокатами – которые находятся только в крупных городах и стоят дороже. В Европе крупных игроков также нет. Также компания рассматривала азиатские рынки, индийский частности.
Законодательство и пользователи еще не готовы
По словам Игоря Добрянского, в Украине люди еще не привыкли доверять свои личные вещи другим. “Это проблема. Но мы стараемся ее решить. Например, рекомендуем людям просить залог, советуем от 10% – это нормальная сумма. Я перевел эту модель из своего опыта – аренды автомобиля. Обычно оставляют залог без проблем. Стараемся проводить образовательные курсы, чтобы подготовить владельцев авто не бояться сдать машину, залога не всегда достаточно, чтобы человек был готов сдать в аренду свою вещь. Это нормально, на Западе это работает», – объясняет Добрянский.
Кроме того, для дополнительной мотивации владельцев авто и клиентов компания планирует ввести бонусную систему. Больше сдал – больше заработал. Больше взял в аренду – больше сэкономил. «Это будет стимулировать», – комментирует предприниматель. Также своеобразным мотиватором для пользователей выступает калькулятор на сайте проекта – он позволит подсчитать, сколько можно заработать на автомобиле через сервис.
Рынок США отличается от нашего. Там компания планирует внедрять систему онлайн-страхования – этого будет достаточно, чтобы защитить пользователей от рисков. В Украине, к сожалению, это пока невозможно.
Кроме того, наше законодательство не позволяет заключать договоры онлайн. Поэтому участникам сделки приходится возиться с бумажными документами. В Штатах все можно сделать онлайн, сетует Добрянский.
«Но мы надеемся, что правительство будет поддерживать индустрию», – резюмирует CEO SizeCar и приводит как пример соседней Польши, где руководство страны создает все для развития собственных стартапов и привлечения иностранных.
Место под солнцем
Пока сервисы sharing economy в сфере аренды автомобилей не особо распространены, основным конкурентом стартапов вроде SizeCar есть традиционные компании, предоставляющие транспорт. В Укране и в других странах мира – это глобальные и локальные игроки. В частности, у нас в течение последнего времени запустились сервисы с поминутной тарификацией вроде Getmancar и Mobilecar, прокаты электромобилей и другие.
С другой стороны, в числе тех же сервисов совместного потребления являются компании вроде Uber или BlaBlaCar, которые также позволяют добраться из точки А в точку Б, правда это уже история не про пассивный доход, но все равно о дополнительный доход со своего автомобиля.
В мире также есть стартапы, которые создают платформу для peer-to-peer аренды персонального транспорта, подобно SizeCar, но нельзя говорить о том, что это уже большая ниша. В США “AirBnB в сфере аренды авто” – это вышеупомянутый Turo (Washington Post уже окрестил “Голиафом в сфере проката авто), чуть менее раскрученные Getaround, Zipcar, похожая бизнес-модель в RelayRiders. Подобные сервисы есть и на соседнем материке – Fleety в Бразилии, например, В Европе есть Snappcar родом из Дании, Tamyca из Германии. У обеих компаний есть большие амбиции на родном европейском рынке.
В целом, на Западе сегмент зарождался лет 7-9 назад, но подобные сервисы не стали такими массовыми и известными, как Uber, AirBnB, BlaBlaCar – то есть крупнейшие сервисы sharing economy. Однако по прогнозам аналитиков, экономика совместного потребления продолжит расти в ближайшие годы, будет появляться все больше стартапов, которые предложат людям разделить то, что они имеют, с другими за небольшое вознаграждение. Если год назад весь сегмент оценивался в $15 млрд, то к 2025 году, согласно прогнозам, объем шерингового экономики превысит $300 млрд.