Прощальный московский концерт проекта «Классическая Ария» состоялся в «Крокус Сити Холле» 22 апреля
Классическая «Ария» © KM.RU, Евгений Стукалин
Когда осенью 2015 года «Ария» к своему 30-летию решила после долгого перерыва вновь сыграть с симфоническом оркестром, мало кто мог подумать, что эта программа будет радовать поклонников на протяжении целых четырех лет. Гастрольный тур «Классическая Ария» охватил порядка тридцати городов, в концертах приняли участие сотни академических музыкантов, а по итогом одного из таких выступлений был выпущен красочный CD+DVD-релиз.
В начале этого года программа подобных концертов была существенно обновлена. «Арийцы» получили редкую возможность услышать в симфоническом обрамлении такие песни, как «Раскачаем этот мир», «Атака мертвецов», «Там высоко» и другие. Кардинально обновился видеоарт. Более фактурной стала драматургия концертов — за счет продуманной сценографии и выверенных ремарок вокалиста Михаила Житнякова, позволяющего себе даже цитировать между песнями образчики высокой поэзии.
Все это сполна могли оценить посетители прощального концерта в «Классической Арии» «Крокусе» с оркестром «Глобалис». Во время традиционной инструментальной Увертюры («Мания величия» - «Осколок льда» - «Тореро» - «Штиль» - «Потерянный рай» и опять «Мания...») балом всецело правил харизматичный шведский дирижер Ульф Ваденбрандт. Энергичными, но плавными движениями он будто вытаскивал из простирающегося перед ним моря богатый улов из самых прекрасных в мире звуков и щедро делился ими с залом. Отдача последовала моментально. Когда грянула тема «Осколка льда», Ульфу пришлось дирижировать уже не «Глобалисом», а зрителями, стройно исполнявшими припев этой баллады.
Классическая «Ария» © KM.RU, Евгений Стукалин
Первая же песня «Раскачаем это мир» дала сильнейший эмоциональный заряд. Во многом это произошло благодаря неимоверно точному видеоряду с обаятельным монстром-скрипачом на фоне средневекового года. В ветшающие домишки, которые освещались разноцветными сполохами, рвался «дух насилия», но непрочным стенам суждено было выстоять перед всеми ударами судьбы.
В отличие от привычных электрических концертов «Арии» Михаил Житняков не стал в финале «Раскачаем это мир» вопрошать у зала «здесь для слабых место есть?». Потому что специфика концерта подразумевала в том числе и дозированные проявления слабости. Ведь под такие песни, как «Точка невозврата», «Последний закат» и «Там, высоко» не грех было и украдкой прослезиться.
Особенно щемящей вышла «Точка невозврата», перед которой Житняков попросил зрителей зажечь огоньки гаджетов. По замыслу вокалиста, каждый из таких импровизированных светлячков должен был символизировать исполнение личной заветной мечты, а все они вместе олицетворяли воспетое в балладе незыблемое звездное небо.
Классическая «Ария» © KM.RU, Евгений Стукалин
Однако долго сентиментальничать не пришлось, поскольку уже следующую вещь «Последний закат Житняков представил так: «Жизнь в современном мире заставляет с тревогой смотреть в будущее. Ведь каждый закат в истории человечества может стать последним». Видеоарт с разрушенными до основания восточными городами, увы, иллюстрировал беспощадную справедливость данного тезиса. Тревожные ассоциации усугубила «Там высоко», перед которой Житняков заметил: «Апокалиптические сценарии заставляют задуматься о том, что всех нас ждет после жизни земной».
Классическая «Ария» © KM.RU, Евгений Стукалин
От упадочных мыслей не осталось и следа, когда грянули первые аккорды ободряющей «Атаки мертвецов», посвященной подвигу русских солдат во годы Первой Мировой войны. Песня оказалась особенно благодатной для оркестрового переложения, ведь ей присущ пронзительный мелодизм и завораживающие вкрапления, которые классические музыканты сумели обыграть особенно эффектно. Когда «Классическая Ария» грянула « 001182 нас отпели рассветы и закаты отвели нас», было четкое ощущение, что «Глобалис» озвучивает церемонию награждения павших героев в тронном зале у Бога. Аналогичные ощущения были, когда к финалу «Потерянного рая» экспансия струнных инструментов достигла своего высочайшего накала.
Классическая «Ария» © KM.RU, Евгений Стукалин
Однако праздновать победу было рано. Во втором отделении концерта «арийские» герои попали в новые переделки. Эпическая «Игра с огнем» сопровождалась зловещим видерядом: рассохшийся деревенский плетень с нанизанными на колышки черепами тех, кто поддался соблазнам Князя Тьмы. Николо Паганини явно не принадлежал к числу этих страдальцев, потому что после обращенного к скрипачу монолога Дьявола скрипки сыграли грозную тему, воплощающую непокорность гениального итальянца.
Несмотря на это, силы тьмы пока не планировали сдаваться. Перед «Бесами» Михаил Житняков выразительно продекламировал говорящий за себя стихотворный фрагмент:
Обычным людям поздно или рано
Спокойно жить по совести, без стрессов
Иль в голове мешают тараканы,
Или в душе порочной... бесы.
«О нелегкой судьбе и муках совести иудейского прокуратора» поведала «Кровь за Кровь». Казалось бы, величайшее злодеяние в истории человечества произошло, на кресте распята сама Любовь.... Но выход всегда есть и его подсказал Житняков, смиренно опустившись на колени в кульминационный момент песни.
Классическая «Ария» © KM.RU, Евгений Стукалин
Заключительная часть концерта продемонстрировала полное единение музыкантов и зрителей. Предваряя «Осколок льда» Житняков заметил: «От вас исходит такое сильное тепло, способное растопить осколок льда даже в самом холодном сердце». Такая любовь творит чудеса и, кто знает, может быть, она в перспективе вернет «Классическую Арию» к полнокровной жизни.