Великому генетику, погибшему в сталинской тюрьме, посвящен фундаментальный том объемом более 1000 страниц
Сергей Баймухаметов
По закону массового сознания мы особо замечаем репрессии тоталитарных режимов против выдающихся граждан. При этом, вольно или невольно,остаются в стороне, как фон, миллионы высланных, заключенных в лагеря и расстрелянных так называемых «простых людей».Некоторые считают, что тоталитарные режимы по природе своей, в силу дремучей, человеконенавистнической натуры сатрапов и палачей, как локаторы зла и ненависти настроены выявлять и уничтожать талантливых, гениев. В этом есть большая доля истины, однако историческая практика сталинского СССР показала, что «незаметность» не обеспечивала безопасности, и выдающиеся люди были лишь отдельными приметными песчинками в общем потоке.
Одним из гениев, попавших под каток репрессий, стал Николай Иванович Вавилов. И если говорить только о нем, то можно даже согласиться с мнением, что такие люди, несущие всем добро и свет, более всего ненавистны режиму. Действительно, уж кто-кто, а генетик Вавилов был безусловно в числе тех, кто работал на благо всего человечества.
Он стремился избавить страну и мир от голода. Он побывал в экспедициях в самых глухих уголках планеты, кроме Австралии и Антарктиды, находил, собирал семена растений и привозил их в СССР – в Институт растениеводства, созданный им в 1920 году. Сверхзадача – поиск растений, которые плодоносили бы и на скудных почвах, были устойчивы к засухе, наводнениям, болезням.Уже в начале ХХ века Василов осознавал, чтопод натиском цивилизации прежние биологические виды исчезают и будут исчезать. По сегодняшним данным ООН, за ХХ век мир утратил 75 процентов всех известных ранее растений. Сейчас половину уникальной коллекции Вавилова составляют образцы, которых уже нет в природе на планете Земля. В годы войны сотрудники Института умирали от голода в блокадном Ленинграде, но коллекция семян была сохранена. Гены диких растений – материал для укрепления иммунитета и улучшения существующих культур. На основе коллекции Василова созданы сотни новых сортов. Давно уже ясно, что монокультуры слабы, могут разом погибнуть от любого катаклизма, вируса – устойчиво, прочно, спасительно только разнообразие.
Вавилова арестовали 6 августа 1940 года.Завели дело по четырем пунктам статьи 58 «Измена Родине - т.е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу».
Вавилов, как и миллионы других безвинных, поначалу пытался доказать, что все обвинения нелепы, чудовищны.
Из протокола допроса от 12 августа 1940 года (цитируется по стенограмме).
«Вопрос: Вы арестованы как активный участник антисоветской вредительской организации и шпион иностранных разведок. Признаете себя в этом виновным?
Ответ: Нет, не признаю. Шпионом и участником антисоветской организации я никогда не был. Я всегда честно работал на пользу советского государства.
Вопрос: Следствию известно, что вы в течение долгого периода времени являлись руководителем антисоветской вредительской организации в области сельского хозяйства и шпионом иностранных разведок. Требуем правдивых показаний.
Ответ: Категорически заявляю, что шпионажем и другой какой-либо антисоветской деятельностью не занимался.
Вопрос: Следствию вы известны как человек, принципиально, враждебно настроенный к существующему строю и проводимой политике советской властью, особенно в области сельского хозяйства. Будучи на руков 2000 одящей научно-исследовательской работе вы возглавляли антисоветскую организацию и вели активную шпионскую работу. Вот об этом и давайте показания.
Ответ: Я считаю, что материалы, имеющиеся в распоряжении следствия односторонне и неправильно освещают мою деятельность и являются очевидно результатом моих разногласий в научной и служебной работе с целым рядом лиц, которые по моему тенденциозно и характеризовали мою деятельность. Я считаю что это не что иное, как возводимая на меня клевета».
Его начали пытать.
Из протокола допроса от 13 ноября 1940 года(цитируется по стенограмме).
«Вопрос: На предыдущих допросах вы были изобличены и признались в том, что будучи врагом ВКП(б) и советской власти, вы примкнули к антисоветской организации правых. Когда и кем вы были привлечены ко вражеской работе?
Ответ: В антисоветскую организацию правых я был вовлечен в 1930 году ЯКОВЛЕВЫМ Яковом Аркадьевичем, б. Наркомом Земледелия СССР… Вступив в организационную связь с правыми, я от высказывания антисоветских взглядов дошел до прямого и активного участия в преступной работе, до непосредственного участия во вредительских мероприятиях…
Вопрос: Что было практически вами предпринято в осуществление вражеских установок?
Ответ: Антисоветская работа, проводимая мною, осуществлялась в двух основных направлениях, вредительская организация сельско-хозяйственной науки и вредительское планирование растениеводческих мероприятий в первой и второй пятилетках».
В 1941году Вавилова приговорили к расстрелу, но потом смертную казнь заменили двадцатью годами лишения свободы.
Через два года великий ученый, мечтавший избавить человечество от голода, умер от истощения и болезни в тюрьме НКВД.
Генетику в СССР ужесо второй половины 30-х годов называли «буржуазной лженаукой», а после войны уничтожили окончательно. Генетика оставалась запрещенной наукой до середины 60-х годов.
Николая Вавилова реабилитировали в 1955 году. В 1962-м в издательстве географической литературы вышла его книга «Пять континентов. Повесть о путешествиях в поисках новых растений». Но имя ученого все равно оставалось полузапретным. Каждое упоминание, тем более - в связи с гибелью в застенках НКВД, вызывало угрюмую реакцию власти, околовластного околонаучного административного аппарата, и в то же время - острейший интерес общественности. Так, в 1966 году, после выхода документальной повести о Вавилове в казахстанском журнале «Простор» (его в те времена называли вторым в СССР после «Нового мира») знаменитый прозаик Юрий Герман писал главному редактору журнала Ивану Шухову: «Два номера Вашего «Простора» пользуются в Ленинграде необыкновенным, истерическим успехом... Получил два номера на одну ночь - с 11 часов вечера до 10 часов утра».
Одну из первых книг о великом ученом написал популяризатор науки Семен Резник. Она вышла в 1968 году в серии «ЖЗЛ» - в изуродованном цензурой виде. Но и этого бдительным стражам идеологии показалось мало. Стотысячный тираж арестовали, книгу выпустили лишь после дополнительных цензурных изъятий.
В 80-е годы Семен Резник эмигрировал в США. Там выпустил полный вариант повествования о судьбе Вавилова под названием «Дорога на эшафот», был соредактором и соавтором вступительного очерка в английском издании труда Н.И.Вавилова «Пять континентов».
Более 50 лет он работал над созданием самой полной биографии великого ученого. В конце 2017 года российское издательство «Захаров» выпустило книгу Семена Резника «Эта короткая жизнь: Николай Вавилов и его время».
Это фундаментальный том объемом более 1000 страниц, только именной указатель содержит 1200 фамилий. История науки в сталинском СССР, история эпохи - от служения науке, человечеству до репрессий, тюрем, доносов,идеологической мертвечины.
Научная общественность России высоко оценила работу Семена Резника. Презентация книги, с участием автора, прошла в Сахаровском центре,Пущинском биологическом центре Российской академии наук, в Академии имени Тимирязева, в Институте общей генетики имени Н.И. Вавилова.
Жизнь Николай Вавилова – подвиг во имя науки, человечества.
Книга Семена Резника – долг и дань памяти.