9 апреля 2018 года российская экономика испытала на себе последствия американских санкций. Отечественный рубль упал по отношению к американской и европейской валюте. Эксперты предрекают, что в скором времени за 1 доллар будут давать 80 рублей. Рухнули индексы РТС и Московской биржи. Инвесторы лихорадочно распродают акции даже тех компаний, которые не попали в санкционный список.
По предварительным подсчетам, совокупное состояние получивших «черную метку» Вашингтона российских олигархов «похудело» за сутки примерно на 16 миллиардов долларов. Владимир Потанин потерял 2,25 миллиарда долларов, Виктор Вексельберг – 1,28 миллиарда, Вагит Алекперов – 1,37 миллиарда. Считается, что больше всего от санкционных мер США пострадал Олег Дерипаска и аффилированные с ним бизнес-структуры. Цифры финансовых потерь постоянно уточняются в большую сторону.
«Русал», принадлежащий олигарху, чрезвычайно обременен кредитами в американской валюте. Президент Трамп запретил российской металлургической компании сбывать свою алюминиевую продукцию в Соединенные Штаты Америки. Как следствие, компания Олега Дерипаски могут получить сложности с экспортом и в страны Европейского союза. В комплексе, эти проблемы могут обрушить бизнес-империю приближенного к Кремлю олигарха и создать массу проблем для российской экономики. Премьер-министр Дмитрий Медведев так прокомментировал действия «партнеров» из Вашингтона:
По сути, это помеха нормальной деятельности российских компаний, которые успешно работают на глобальных рынках и составляют в этом смысле конкуренцию американскому бизнесу
Глава правительства пообещал оказать помощь российским металлургам, энергетикам и предприятиям оборонно-промышленного комплекса, пострадавшим от недобросовестных действия США. Чем же государство может помочь обедневшим миллиардерам?
Во-первых, государственные банки могут помочь в рефинансировании зарубежных кредитов и перевести долги из долларов в иные валюты.
Во-вторых, металлургические компании столкнутся с необходимостью перенаправления своего экспорта из США, а также, возможно, и Европейского союза, в другие страны. Новые контрагенты воспользуются положением российского металлургического гиганта для того, чтобы снизить закупочные цены на его продукцию. На этот период «Русал» столкнется со снижением производства и простоем части его работников. Во избежание социальной напряженности, государство будет вынуждено начать оказывать финансовую поддержку компании и ее рабочему коллективу.
В-третьих, могут быть задействованы схемы по обходу санкций, как в свое время их обходил Иран.
Ну и, наконец, попавшие под ограничения российские компании могут быть раздроблены и поменять владельцев. В крайнем случае, возможна даже «национализация» предприятий, под которой будет пониматься, разумеется, не безвозмездное изъятие ее у олигархов, а выкуп за счет бюджета за реальные деньги вместе со шлейфом из проблем и долгов, которые будет вынуждено компенсировать за миллиардерами государство из наших с вами карманов.