Или актуальный для нас проект Илона Маска? И что это, в конце? О таком говорим с Сергеем Волком, директором Центра транспортных стратегий, Антоном Шишкиным, руководителем общественной организации «Smart City», Юрием Гусевым, советником министра инфраструктуры, инициатором проекта Hyperloop в Украине, и Ярославом Пилипчуком, экспертом аналитического центра «Украинский институт будущего» (UIF), который является частью рабочей группы по созданию Hyperloop в Украине.
— То что такое Hyperloop?
А. Шишкин: — Создание этого нового вида транспорта в 2012 году предложил Илон Маск. По принципу действия это будет похоже на пневматические почтовые трубы, которые когда-то использовали для транспортировки документов в офисах. Hyperloop будет располагаться под землей и перемещать капсулы с людьми и автомобили.
Я. Пилипчук: — Это суперскоростная транспортная система. Если говорить упрощенно, она имеет вид трубы диаметром 2,23 метра, проложенной между начальным и конечным пунктом маршрута. Внутри вакуумной трубы перемещается специальная капсула на воздушной подушке — с помощью магнитов и турбин. Сама система основывается на технологии линейного индукционного двигателя.
Максимальная скорость капсулы длиной 30 метров может достигать 1200 километров за час. В каждой капсуле запланировано 28 мест, запускать их можно с интервалом от 30 секунд до 2 минут. Благодаря Hyperloop, скажем, из Киева до Одессы или Харькова можно добраться за 31 минуту, до Львова — за 35, до Днепра — по 29 минут.
Сейчас Hyperloop тестируют в США, в Неваде.
— А как воплощать в жизнь этот проект в Украине?
Ю. Гусев: — Реализация проекта HypeUA разделена на три этапа. В этом году его экспертную оценку сделает Национальная академия наук. На втором этапе, в 2019 году планируется запуск тестовой площадки в Днепре, а на третьем этапе — именно строительство. Для начала надо иметь научное обоснование использования этой технологии в Украине.
К слову, над Hyperloop работают и в Мексике. Часть ученых, принимающих в этом участие, привлечены к работе в Украине. НАНУ уже выделено соответствующее финансирование. Привлечены и частные компании, заинтересованные в производстве комплектующих для проекта.
Уже ведется поиск локации в Днепре, где можно запустить тестовый площадка. К этому присоединились государственное предприятие «Южмаш» и концерн «Укроборонпром».
— Итак, вы верите, что Hyperloop и действительно может заработать у нас? Сейчас это звучит как фантастика!
Я. Пилипчук: — Мы еще в прошлом году исследовали возможности и экономическую целесообразность внедрения технологии Hyperloop в нашей стране. Это возможно, однако не ранее чем за десять лет и при определенных условиях партнерства с компаниями, имеющими профильную экспертизу относительно строительства Hyperloop, значительного экономического роста, удешевление кредитных ресурсов и определения строительных и инженерных норм для проекта.
Пока не известно, может ли наша сталь стать материалом для трубы, по которой будет двигаться капсула с пассажирами. Кроме того, в НАНУ нет доступа к разработкам Илона Маска.
А. Шишкин: — Первая проблема в том, что есть только прототип Hyperloop, нет законченной схемы и определенных стандартов строительства этой системы. Вторая проблема — нужен мониторинг транспортных путей по всей территории Украины, чтобы новая система не затруднила перемещение другим видам транспорта. Также надо определить максимально безопасный маршрут, который не приведет к оползням грунта во время строительства. Изучению подземных грунтов может забрать не один год.
— Сколько времени нужно на строительство этой системы?
С. Волк: — Так Hyperloop — новый вид транспорта, придется создавать новую Генеральную схему планирования Украины. На это нужно минимум год. Процесс регистрации проекта, согласование со всеми профильными министерствами, утверждения в Верховной Раде и подписания Президентом может занять от 4 до 16 месяцев.
А на создание системы подземных путей даже пяти лет будет мало. В украинских реалиях на строительство Hyperloop нужно 30 — 40 лет.
— Сколько может стоить реализация такого проекта?
Я. Пилипчук: — Мы сделали оценку стоимости строительства Hyperloop по маршруту Киев — Одесса, это 488,4 километра. Получилось 3,6 миллиарда долларов. Поэтому очевидно: проблему финансирования Hyperloop в Украине можно решить только инвестициями.
Стоимость билета мы рассчитывали, базируясь на двух принципах. Если не заботиться об окупаемости проекта, то она составит 20 долларов. А вот чтобы он окупился за 30 лет, билет должен был бы стоить 150 долларов.
С. Волк: — По предварительным расчетам, которые команда Hyperloop сделала в 2013 году, строительство одного километра этой системы будет стоить в среднем 15 миллионов долларов. То есть, если строить Hyperloop со Львова в Киев, расстояние между которыми 540 километров, проект обойдется примерно в сумму 8 миллиардов 100 миллионов долларов. Это почти 227 миллиардов гривен.