Быстрей всего доход растет у Киевстар (+10% от года к году), а наименьший рост у lifecell (+1%).
Доходы операторов в 2017 году
Рост дохода у Киевстар связан в первую очередь с увеличением абонентской базы. За год клиентов (сим-карт) у него стало больше на 400 000. Теперь их 26,5 млн. У lifecell наоборот абонентская база заметно уменьшилась - на 1,2 млн до 8 млн активных пользователей. У Vodafone за год количество абонентов уменьшилось незначительно - на 100 000 до 20,8 млн сим-карт.
lifecell- премиум, Киевстар - дискаунт
Все три мобильных оператора рапортуют о значительном росте интернет-трафика в сети 3G, что и стало главным драйвером роста доходов. Но почему выручка росла так неравномерно? Здесь начинается самое интересное. Абоненты Киевстар, у которого общий заработок растет быстрей всего, по отдельности платят за услуги меньше всех на рынке. Средний чек в его сети в месяц (ARPU - Average Revenue per Unit) составил 49 грн по итогам 4 квартала. У Vodafone этот показатель равен 51 грн. А абоненты lifecell, как оказалось, вообще платят больше всех - 52 грн в среднем в месяц. Если у Киевстар средний чек за год вырос на 9%, то у lifecell - на 13%.
Имея такие данные на руках, можно предположить, что lifecell потерял именно бюджетных абонентов, которые платили за связь меньше всего. Это косвенно подтверждается и изменением в тарифных линейках компании. Так, например, в конце 2016 года оператор начал повышать стоимость популярного тарифа Звонки всем, добавляя в нем количество минут на другие сети. Это предложение существенно выросло в цене (с 20 до 50 грн), вероятно, отпугнув, абонентов, предпочитавших говорить только внутри сети. На замену компания вывела новый бюджетный тарифный план Льготный. Но переключиться на него было нельзя. Нужно было только покупать новый стартовый пакет.
Киевстар приютил бюджетников. Надолго ли
Киевстар тоже повышал расценки. Сейчас самый дешевый звонковый тариф (Безлим Разговоры) стоит 45 грн. В этом предложении нет включенных минут на другие сети (а в Звонки всем от lifecell на них дается 75 минут), но стоит он немного дешевле. Поэтому стоит предположить, что в Киевстар перешли мало платящие абоненты, которым важна только доступная внутрисеть. Что и снизило средний чек в среднем по компании. А что в них плохого? Им же кто-то звонит! Увеличивается необходимость иметь нашу симку, - говорит президент Киевстар Петр Чернышов. Он добавляет, что в Киевстаре знают, как поднимать ARPU. Много лет этим занимаемся, - отмечает президент.
В lifecell дают понять, что не концентрируются на бюджетниках. Особенность нашей абонентской базы - у нас очень прогрессивные абоненты. Подтверждением этому является самое высокое проникновением смартфонов в сети оператора (68%), - сообщили в пресс-службе оператора. В отчете его материнской компании Turkcell сказано, что абонентов в Украине стало меньше, так как люди все чаще отказываются от второй сим-карты.
Подводя итоги, можно сказать, что заметное уменьшение клиентской базы lifecell, несмотря на большую концентрацию абонентов на дорогих 3G-тарифах, негативно сказалось на общем доходе оператора. В четвертом квартале 2017 года он даже просел на 3,4%, чего уже давно не случалось.
Отдельно стоит упомянуть Vodafone, которая проработала весь прошлый год ровно, без особых потрясений. Уже по результатам первого квартала 2018 года ей стоит ожидать заметную коррекцию как в абонентской базе, так и в доходах. Ведь в начале года в ДНР и ЛНР сеть украинской компании перестали работать. Частично восстановить ее удалось только в Луганске. У Vodafone в этом региона обслуживалось около 2 млн абонентов.
ЛIГАБiзнесIнформ 2046