14 марта Фонд кино представил результаты исследования «Портрет аудитории российских городских кинотеатров», проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения «ВЦИОМ» по заказу Фонда кино в начале 2018 года. В нем приняли участие более 8 тысяч кинозрителей 12 городов России. Результаты опроса содержат данные о динамике социально-демографической структуры киноаудитории и основных параметрах посещения кинотеатров: частоте, регулярности, составе посещения, практике выбора фильма и покупки билета, онлайн активности до и после просмотра.
Исследование проводилось второй раз, в качестве метода использовалось персональное интервью на выходе из зала. Как отметил на презентации руководитель аналитического департамента Фонда кино Федор Соснов: «Это портрет зрителя, которого мы встретили непосредственно в кинотеатре, а не потенциального зрителя, который существует на сегодняшний день». Средний возраст такого зрителя, как показал опрос, 30 лет. Он смотрит около 15 фильмов в год.
Прирост аудитории, который наблюдался по итогам 2017 года (10%) - это во многом люди старше 35 лет. «Это интересно и должно учитываться продюсерами при выборе проектов. Целиться надо туда», - подчеркнул Соснов. Любопытно, что возросла доля семейной аудитории, но снизилось число подростков. Респонденты отмечают, что качество российских фильмов за последние годы улучшается. При этом 87% опрошенных готовы идти на российское кино. Предубеждение против отечественного кино уходит. При этом каждый второй опрошенный покупал билет через интернет.
Среднестатистический кинозритель – это преимущественно человек 30 лет, с высшим образованием, работающий, со средним доходом 46 тыс. рублей. Причем доля работающих по сравнению с прошлым годом значительно возросла. Надо понимать, что в измерении участвовали посетители городских кинотеатров, 12 крупнейших городов России. Поэтому и доходы выше, относительно других частей России. В среднем зритель ходит в кино 15 раз в год, и только всего 10% - доля тех, кто ходит в кино каждую неделю. Большая часть аудитории ходит 1-2 раза в месяц, т.е. раз в две недели.
Организаторы исследования пытались понять, за счет чего произошел прирост кинотеатральной аудитории. В 2017 году посещаемость увеличилась на 10,3%, по отношению к 2016 прирост составил 11,5%. Респондентам задавали вопрос, как часто они ходили в кино 2017 году, и чаще ли стали это делать по сравнению с 2016. Почти 30% опрошенных увеличили частоту посещения кинотеатров. При это 55% ходили с той же частотой. Что позволило сделать вывод, что зритель все же стал посещать кинотеатр чаще, чаще выбирать данный вид досуга. Серьезный прирост аудитории наблюдается в категориях 35-44 и 45-59 лет, при этом произошло резкое сокращение аудитории младше 34 лет.
Поход в кино – это четко запланированное мероприятие. Почти 70% приходящих в кинотеатр планирует на что пойти и когда, за день до сеанса. 15% выбирает фильм в день сеанса, до прихода в кинотеатр. Решение о выборе фильма и кино как формы досуга принимают только 17%, остальная часть аудитории идет на контент. Это осознанный выбор – почти 80% зрителей интересуются материалами фильма, который они собираются посмотреть. Правда, глубина их интереса разная. Почти половина смотрит трейлер. 30% читают отзывы зрителей в интернете. «И этот вопрос занимает второе место в приоритетности принятия решения о выборе того или иного контента. Оно вызвало у нас много вопросов. Отзывы каких зрителей читают? Где они их читают? И зрители ли это?», - отметил Федор Соснов.
50% респондентов получают информацию на портале Кинопоиск, на втором месте – Афиша, на третьем – Яндекс.Афиша. Но у Кинопоиска превосходство довольно значительное. 30% читают отзывы на других ресурсах. Только 9% зрителей оставляют отзывы после просмотра фильма, и это довольно высокий процент. Но как он распределяется? Больше половины отставляют отзывы в соцсетях. На долю же всех специализированных порталов о кино приходится 2,2% зрителей, которые оставляют там свои отзывы. При этом портрет зрителя-генератора контента, который реально оставляет отзывы, немного отличается от «среднего» зрителя. Его средний возраст 28 лет, он ходит в кино один раз в неделю в кино и чаще, и заблаговременно выбирает контент.
Немаловажный вопрос – как люди приобретают билеты. Во всех городах и кинотеатрах, где проходил опрос, реализована возможность приобретать билеты онлайн. Выяснилось, что половина зрителей за прошлый год хоть раз приобретали билеты через интернет. С одной стороной стороны, цифра велика, с другой – с учетом того, что опрос происходил в городах-миллионниках, где реализована подобная схема, цифра вызывает вопросы. Интересно, что в день опроса только 17% зрителей приходили по билетам, купленным онлайн.
Чуть более 30% опрошенных пользуются дополнительными услугами, причем большинство из них интересуются только ассортиментом кинобара, а 13% не потребляют эти услуги вообще. На втором месте оказалась покупка и выбор 3D очков.
В прошлом году отношение к российскому кино было позитивным. В ситуации выбора: пойти в кино на российский фильм прямо сейчас или ждать сеанс зарубежного фильма, 87% респондентов решат смотреть российское кино. Им не столь важно, в какой стране создан фильм; главное, чтобы сюжет картины был интересным. Только 10% респондентов предпочтут подождать начала интересного им зарубежного фильма или уйдут из кинотеатра (годом ранее их доля составляла 17%).
Количество хейтеров российского кино в целом снизилось. При прошлогоднем опросе их доля составляла 7% (те люди, которые говорили, что никогда и ни при каких обстоятельствах не пойдут на российское кино). Сейчас эта доля составила 4%, то есть почти в два раза ниже. Возросла доля тех, кто говорит, что качество российского кино улучшилось (в этом году 61%). 25% респондентов считают, что качество российских фильмов за последние пару лет не изменилось.
Основные причины роста посещаемости российских кинотеатров в 2017 году:
Аудитория кинотеатров расширилась за счет категории зрителей старше 35 лет
Люди стали ходить в кино чаще
Существенно возросла доля семейной аудитории.
Более половины респондентов (61%) отметили, что качество российских фильмов стало лучше по сравнению с предыдущими годами.
В ситуации выбора: пойти в кино на российский фильм прямо сейчас или ждать сеанс зарубежного фильма, 87% респондентов решат смотреть российское кино.
Почти каждый второй зритель в прошлом году покупал билеты на сеанс через Интернет.
Каждый второй кинозритель при выборе фильма смотрит постер и трейлер, каждый третий читает отзывы зрителей.
Российская кинотеатральная аудитория расширилась, повзрослела и стала чаще ходить в кино.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал