Писатель, автор первой книги «Венценосные» из саги, посвященной французской королевской семье 17-18 вв., Аделина Шелдон поделилась своим мнением о книжной новинке издательства АСТ «Страдающее Средневековье».
Мне как человеку, увлеченному историей и посвятившему свою жизнь ее изучению, эта тема очень близка. Сделать историю понятной, интересной – задача не из легких. В свое время эту благородную миссию взял на себя Александр Дюма-отец, в буквальном смысле слова познакомивший своих соотечественников с французской историей. Конечно, Дюма тасовал исторические факты так, как ему это было удобно, чтобы сюжет был динамичным, озорным и привлекательным, но нельзя ни отдать ему должное – его книги, описанные им сюжеты и его герои побудили очень большое количество людей не только во Франции, но и далеко за ее пределами увлечься историей и посвятить ее изучению свою жизнь.
В наши дни способов сделать историю интересной и доступной оказывается гораздо больше. Кто бы мог подумать, что созданный в 2013 году паблик в известной социальной сети ВКонтакте под говорящим названием «Страдающее Средневековье» станет одним из самых популярных интернет-сообществ, популяризирующих такое узкое направление как средневековая миниатюра. Сегодня забавные картинки тех времен и не менее забавными подписями под ними от лица авторов паблика и его членов, превратились в мемы, которые тиражируются другими сообществами и находят множество поклонников в среде тех, кто о Средневековье последний раз в школе слышал, а про миниатюры вообще не знал. Число подписчиков паблика «Страдающее Средневековье» в ВК давно превысило 300 тысяч человек, число любителей пострадать по-средневековому в фейсбуке в 3 раза меньше. Наличие такого количества поклонников натолкнуло создателей паблика на мысль – выпустить книгу с одноименным названием.
К созданию книги с самого начала было решено привлечь историков – Михаила Майзульса, который пригласил в соавторы историка Дильшат Харман из РГГУ и культурного антрополога Сергея Зотова, который также работает научным сотрудником библиотеки герцога Августа. В итоге получилась книга, которая, с одной стороны, является исследованием по иконографии, а с другой – ее задачи куда более обширные: она поясняет такой важный в психологическом и эстетическом плане аспект, как восприятие. Рассказывает о том, как изменились со времен Средних веков понятия о смешном, где проходит граница между сакральным и священным. Огромное место в книге уделено средневековым образам и объяснению их значения в развитии мирового искусства. При этом, что особо радует, при всей серьезности поставленных задач, книга осталась такой же захватывающе-веселой, злободневной и легкой, как и сам паблик.
И кстати, во многих книжных магазинах, в том числе и в их интернет-версиях, «Страдающего Средневековья» нет уже в наличии, и можно сделать только предзаказ. Это говорит о том, что книги по истории в наше время могут быть популярными не только у специалистов: главное, правильно преподнести информацию, заинтересовать читателей и показать, что нас и тех, кто жил несколько веков назад, на самом деле, многое объединяет – культурные, этические и эстетические ценности с годами не меняются.