Украину пустят одной ногой в Евросоюз – экономическая часть соглашения об ассоциации будет подписана на саммите в Брюсселе. Впрочем, политическая часть соглашения Украины с ЕС провалена. А экономическая обернется для Украины падением экспорта и банкротством компаний, имевших бизнес в России. Позитивные изменения могут проявиться лишь в долгосрочной перспективе.
Украина подпишет соглашение об ассоциации с Европейским союзом на саммите глав государств и правительств, который состоится 27 июня в Брюсселе. Нынешняя попытка Украины подружиться с ЕС будет не первой. Киев планировал подписать документ еще на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе в ноябре прошлого года.
Но тогда правительство Украины во главе с Николаем Азаровым неожиданно заблокировало подписание, обосновав это желанием минимизировать неизбежные потери украинской экономики от сближения с ЕС. А украинский президент Виктор Янукович недвусмысленно заявил, что интеграция без компенсации не возможна. Украине потребуется не менее €20 млрд в год для сглаживания негативных последствий, подсчитали в Киеве.
Эксперты не исключали, что Азаров и Янукович специально назвали астрономические суммы, чтобы спровоцировать ЕС на приостановку интеграции и для сближения с Россией.
Всего до 2017 года Украине потребуется €160 млрд, если исходить из подобных же затрат на адаптацию к ЕС Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, убеждал еврокомиссаров Янукович. Но Европа на такие условия не согласилась. Торг и игры с цифрами неуместны, возразили в Брюсселе. Соглашение об ассоциации – это «сближение, процветание и инвестиции». Но никаких компенсаций.
В итоге Киев согласился подписать с ЕС только политическую часть соглашения, предусматривающую соблюдение демократических принципов в управлении государством, уважение прав человек, основополагающих свобод и верховенства права. А на поддержку украинской экономики Янукович выбил кредит в Москве — $15 млрд. Из них $3 млрд Киев получил немедленно. Эти метания между Брюсселем и Москвой стали отправной точкой политического кризиса на Украине, который продолжается до сих пор.
Политическая часть соглашения – это набор деклараций без конкретных механизмов исполнения: от сторон требовалось действовать на основе общих ценностей и общих принципов, содействовать сотрудничеству, безопасности, стабильности и т.п. «Фактически от Украины не требовалось претворения этих деклараций в жизнь. Этого и не произошло. То, что происходит сейчас на территории Украины, никак не соотносится с теми общими ценностями, о которых говорится в политической части соглашения. Но на это в ЕС закрывают глаза», — отмечает Игорь Путинцев, эксперт в области международной политики и международных отношений Центра научной политической мысли и идеологии.
Теперь Украина намерена подписать экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Но вопрос об экономических последствиях такого шага как для самой Украины, так и для России до конца не прояснен.
Это признал глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, согласившийся на предложение России о проведении консультаций в трехстороннем формате: Евросоюз, Россия, Украина, а также Молдова и Грузия. (Две последние страны также подписывают 27 июня соглашение об ассоциации с ЕС и получат схожие проблемы от сближения с европейским рынком.)
Москва в четверг дала добро на проведение консультаций. «Безусловно, подобные встречи следовало бы проводить до подписания столь важных документов. Ранее российская и украинская стороны предлагали трехсторонний формат консультаций, однако Брюссель отверг их», — заявил в четверг МИД России.
МИД настаивает на том, что заключение европейское соглашения с Украиной, Молдавией и Грузией «способно навредить российской экономике в результате разрыва кооперационных и сокращения торгово-экономических отношений с нашими соседями». В случае, если соглашения с ЕС негативно отразятся на зоне свободной торговли СНГ, Москва примет защитные меры, заявил в четверг глава МИД России Сергей Лавров.
Опасения российской стороны не беспочвенны. Украина (как, впрочем, и Молдова) пользуются преференционным режимом торговли с Россией. А отношения России с Грузией после смены власти в этой стране и перехода экс-президента Михаила Саакашвили на должность советника Петра Порошенко только начали восстанавливаться. Россия вправе защитить свой рынок в сегментах чувствительных для ее экономики товаров (автомобили, лекарства, мебель, продукция сельского хозяйства и т.п.) и ввести с этой целью заградительные пошлины, считает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Он полагает, что через Украину в Россию могут быть ввезены относительно дешевые товары из Европы, и это подорвет позиции отечественного рынка. Кроме того, есть опасения, что на Украину хлынут товары низкого качества, не нашедшие спроса в Европе.
И эти товары также могут оказаться в России, если не будет отменен преференционный режим торговли с Украиной.
Но это не значит, что сразу после подписания соглашения в Россию через Украину пойдет поток дешевых европейских изделий. «Европа, чтобы не убить рынок Украины, сохранила квоты на импорт из ЕС многих товаров. Квоты будут действовать от 5 до 10 лет, отменяться они будут поэтапно», — пояснили «Газете. Ru» в консалтинговой компании «Сase-Украина».
При этом украинский рынок в большей степени зависим от российского и по итогам текущего года экспорт в Россию снизится на 80%, если Россия будет вынуждена отказаться от льгот и преференций для украинских товаров, считают эксперты «Сase-Украина». Больше других пострадают такие отрасли, как металлургия, авиационная и машиностроительная промышленность, продукция сельского хозяйства, пищевая промышленность, ВПК.
Тем не менее Россия не сможет ввести для Украины пошлины, превышающие те, что действуют сейчас в ВТО. Дело в том, что и Россия и Украина – члены ВТО. Если Россия введет «суверенные» пошлины, противоречащие нормам и правилам ВТО, Украина сможет их оспорить. Правда, на судебные разбирательства уйдут годы и за это время инициаторы иска успеют стать банкротами, добавляют аналитики «Сase-Украина».
По расчетам компании, членом ЕС Украина может стать через 5–7 лет. «Украинский бизнес вдохновлен примером Польши. Но тот факт, что Турция уже несколько десятилетий является безнадежным кандидатом в члены Евросоюза, в расчет не берется», — говорят эксперты.
У России пока нет согласованной позиции о размере пошлин для Украины, считает Портанский. «Россия давно могла бы закрыть свой рынок, не дожидаясь саммита в Брюсселе. Но возражают Казахстан и Белоруссия. Они за мягкое решение относительно Украины. Им выгодно не сворачивание торговли, а ее поддержка», — говорит Портанский.
Впрочем, Россия сможет ввести заградительные пошлины в одностороннем порядке, не спрашивая согласия партнеров по Евразийскому союзу. Но такое решение поставит под удар стабильность самой идеи евразийства, добавляет эксперт. То, что России предложили участие в трехсторонних консультациях об ассоциации Украины и ЕС, не более чем формальный жест: эти консультации следовало проводить не после, а до подписания договора об ассоциации.
«В ходе этих консультаций не могут быть приняты никакие содержательные решения: договор между Украиной и ЕС уже будет подписан, и Россию просто поставят перед свершившимся фактом», — резюмирует Путинцев.
Читайте также: 27 июня Грузия подпишет соглашение об ассоциации с ЕС → США ускорили процесс выдачи разрешения на экспорт газа в Европу → Почему бывший президент Украины продолжает получать прибыль от активов на родине → Россия продолжает принимать беженцев из Краматорска, Луганска и Славянска → У правительства нет средств для возврата накоплений НПФ за 2014 год →