Это фотография, которую сохранил черкасский краевед Борис Юхно. На ней – расписание движения самолетов по аэропорту «Черкассы» 1985 года. То есть всего лишь 33 года назад. Просто посмотрите, по каким направлениям летали самолеты из одного регионального аэропорта областного центра.
А разговор этот к тому, что в Украине нужно как можно быстрее восстанавливать работу региональных аэропортов. Возможно, даже, скорее всего, не в таком объеме, как это было прежде. Ведь существует понятие экономической целесообразности. Однако тот факт, что это необходимо – является безоговорочным. Сделать это возможно, по моему мнению, параллельно с созданием в Украине собственного лоукостера. Ведь это необходимость, которая назрела уже давно.
Относительно создания украинского лоукостеру, то, если верить министру инфраструктуры Владимиру Емельяну, национальная авиакомпания в сегменте дешевых авиаперевозок SkyUp начнет работу уже в апреле 2018 года. Международные регулярные рейсы в 2018 году планируются по направлениям Киев – Барселона, Киев – Дубаи, Киев – Ларнака.
Однако более всего радует то, что в планах отечественного лоукостера – рейсы между городами Украины. Внутренние регулярные рейсы начнутся в конце мая по направлениям: Киев-Одесса, Харьков-Одесса, Львов-Одесса.
Если принять во внимание тот факт, что в ближайшие 2 – 2,5 года отечественные авиаперевозчики, согласно закону, должны пополнить свой парк самолетами отечественного производства – то эта перспектива является очень хорошей.
В Верховной Раде принят закон, что, по моему мнению, является одним из основополагающих, поскольку открывает широкий путь и дает большие возможности для украинского авиапрома.
Итак, Верховная Рада приняла депутатский закон №7280, который предусматривает установить переходный период для украинских авиакомпаний с самолетов иностранного производства на отечественные до 1 января 2021 года.
Что это означает? А прежде всего то, что в течение найстислішого срока украинское самолетостроение должно обеспечить отечественные авиакомпании самолетами украинского производства.
Поверьте, три года – это не так уж и много времени. Ведь за это время необходимо не просто построить необходимое количество самолетов. До этого надо пройти полный путь модернизации производства, внедрить использование новейших технологий и еще много чего. И такая возможность есть, поскольку «Антонов» имеет превосходные модели самолетов, которые способны удовлетворить требования относительно авиаперевозок.
Но за три-четыре года, по моему убеждению, мы должны иметь не только отечественные авиакомпании, которые используют украинские современные самолеты, но и должны иметь восстановленную разветвленное систему региональных аэропортов. Ведь внутренние рейсы отечественного лоукостера между городами-миллионниками, где сохранились аэропорты, конечно же, очень хорошая перспектива. Однако напомню, что региональных аэропортов в Украине в несколько раз больше. И именно их восстановление, согласно постановлению правительства, должно стать одной из составляющих восстановления украинских авиаперевозок.
Однако, как всегда, в украинской бочке меда есть огромная ложка дегтя. Наряду с прекрасными перспективами развития отечественной авиации и «внедрение» отечественного лоукостера, имеем отсутствие одной основной составляющей. А именно – закона об аэропортах. Да-да, если для кого эта информация является новостью, то повторяю: в Украине до сих пор нет закона об аэропортах, а все аэропорты функционируют на подзаконных актах.
Но не хотелось бы завершать на несколько отрицательной «ноте». Поэтому, подытоживая вышесказанное, подчеркну, что перспективы развития украинской авиации, которые открылись в последнее время, являются самыми широкими и самыми лучшими за последние десятилетия.
А на тему закона об аэропортах и что в нем должно быть, – поговорим в следующий раз.
Владимир Шульга
проректор Национального авиационного университета