По данным Министерства регионального строительства, в Украине функционирует около 2 млн источников освещения на улицах. Большинство фонарей, разумеется, размещено на центральных улицах крупных городов. В микрорайонах и селах ситуация со светом гораздо хуже.
Считаем деньги
Проблема в том, что освещение обходится местным властям очередь дорого. И в первую очередь потому, что на энергозатратные лампы накаливания, ртутные и люминесцентные лампы до сих пор приходится около 30% от всех источников света.
Чтобы улицы не были темными, местные власти тратят большие суммы. И они увеличиваются по мере того, как растут тарифы на электроэнергию. Например, директор Львівсвітло Александр Лазуткин рассказывал, что в 2017 году затраты города на освещение увеличатся более чем на 13 млн – до 35 млн грн.
Общая сумма, которая необходима для функционирования всех действующих источников света в Украине, измеряется в сотнях миллионов гривень в год и составляет значимую часть затрат ЖКХ.
Чтобы сэкономить на свете, украинские города придумывают разные варианты. Один из наиболее распространенных – заменить старые лампы на LED-светильники. Например, Житомир в этом году планирует увеличить количество таких источников света до 8600 и надеется стать первым в Европе городом, который полностью перейдет на светодиодное внешнее освещение.
Еще один путь сэкономить – сделать уличное освещение умным. То есть сделать так, чтобы лампы не горели понапрасну, а только тогда, в тех местах и в тех случаях, где нужен свет. Инициативы по переходу на умное уличное освещение есть, например, во Львове. Добиться экономии электроэнергии можно благодаря установке датчиков освещенности и движения. Первые позволяют увеличивать мощность ламп, только когда света не хватает. Вторые дают возможность включать фонарь, только когда к нему приближается объект.
Для перехода на умное освещение важно, насколько многофункциональна и сама система, которая будет управлять фонарями. Так, во Львове работает несколько сотен специальных шкафов, к которым подключены около 30 000 фонарей. Каждый шкаф отвечает за работу около сотни фонарей. Это дает городу возможность оперативно включать и выключать освещение на разных участках улиц, контролировать аварии.
А если добавить еще больше технологий?
Как оказалось, система управления фонарями может работать еще более гибко, если каждый фонарь отдельно подключен через сеть мобильного оператора. «Тогда система действительно становится smart», – рассказывает менеджер направления развития IoT Киевстар Артем Лёзин.
По его словам, такой поход позволит регулировать освещение в зависимости от ситуаций. «Например, можно будет предсказывать движение и сопровождать объекты более ярким светом», – отмечает Лёзин. Также можно получать текущие данные и корректировать освещение на каждом из участков, если, скажем, свет от луны слишком яркий. Внезапное падение температуры и выпадение снега тоже может ухудшить видимость (мерцание снега в свете ламп) и дорожную обстановку. И желательно бы скорректировать в таких случаях яркость освещения, чтобы не допустить ослепления водителей.
«Если каждый фонарь управляемый, он является независимым. И можно на один датчик света/движения подключать разное количество столбов, что имеет преимущество перед шкафом, который управляет всей линей», – рассказывает эксперт.
По словам Лёзина, в Киевстар сейчас прорабатывают возможные варианты таких систем. После этого будет выбрано место проведения пилота в Украине, чтобы оценить на его примере, насколько эффективно все работает.
Пока сложно назвать стоимость такого проекта, так как она может меняться в зависимости от количества датчиков и задач, которые нужно решить. Но как минимум нужно установить в фонарях патрон диммирования (управления яркостью) и модуль управления. Бэк-энд – система управления трафиком и данными, в которой есть клиентский интерфейс для диспетчера.
Фонарь как сборщик информации
По прогнозу Research аnd Markets, к 2027 году 89% всего уличного освещения будет переведено на LED-светильники (к слову, в Украине таких сейчас около 10% от общего количества фонарей). 29% всех точек уличного света в мире будут переведены, по прогнозу исследователей, на умные технологии.
В новые системы уличного освещения можно встраивать разнообразные дополнительные функции. Например, в немецком городе Випперфюрт в прошлом году запустили сеть LED-светильников, которые способны по Bluetooth предоставлять пользователям смартфонов важную местную информацию. Одна из опций – помочь найти место для парковки в час-пик.
Плохие новости для властей Житомира – Випперфюрт начал переход на LED в 2010 году, а в 2017-м его полностью завершил. Так что, скорее всего, немецкий город уже является первым (или одним из первых в Европе), который отказался от старых решений.
В американском Лос-Анджелесе фонари еще и умеют слышать. Город устанавливает на уличные фонари специальные микрофоны, чтобы диспетчеры смогли услышать аварии и оперативно направлять туда скорые. Кроме того, такие датчики помогут мониторить уровень шума в городе.