Космический корабль Илона Маска против океанских яхт наших олигархов

 »   » 
  • Опубликованно
  • Космический корабль Илона Маска против океанских яхт наших олигархов

Минувшая неделя не давала скучать, калейдоскоп событий бурно обсуждался в социальных сетях. Беспримерная антикоррупционная зачистка в Дагестане, откровения девушки с пониженной социальной ответственностью о жизни российской элиты, очередной космический прорыв Илона Маска.

События, при всей внешней несхожести, увязаны в логическую цепочку, что моментально отразилось в народном фольклоре: автомобиль «Тесла», загруженный в ракету Маска, обнаружили не на Марсе, а в Дагестане – с перебитыми номерами.

Просто удивительно, как Маску удалось запустить сверхтяжелую ракету без вошедших в обычай в российской космонавтике духовных практик по освящению техники. Что же до критики Маска серьезными людьми из нашей ракетной индустрии на предмет того, что он де превращает космонавтику в шоу и в качестве нагрузки использует электромобиль «Тесла», она несправедлива. Это здоровый маркетинг, поскольку общественное внимание – залог успеха крупного проекта. И, для сведения, солнечная энергия заряжает электромобиль. То есть «Тесла» – не пассажир, она имеет прямое отношение к проблемам космонавтики. Значительно большее, чем несчастные собаки, которых наши должностные лица топят напоказ, что выглядит глупо, жестоко и приводит к дискредитации космической индустрии.

Зачем нужны сверхтяжелые ракеты? Когда-то была создана, но не нашла применения еще более могучая советская «Энергия». Отдельная неудача не означает, что идея в принципе ошибочна. Маск вслед за Циолковским считает, что 2000 человечество – космическая раса. Массовое переселение на другие космические объекты – вопрос времени. Полет на Марс стоит в конкретных планах Маска, и пока он успешно идет от одной цели к другой. Для этого необходимы сверхтяжелые ракеты. Пока же такие ракеты могут быть использованы для исследований дальнего космоса. А на ближних орбитах – для запуска крупных аппаратов связи и для массового заселения орбиты интернет-спутниками с прямым выходом на потребителя, что является одним из проектов Маска.

Новое его достижение внушает уважение по техническим параметрам. Бизнесмен нарушил государственную монополию в области сверхтяжелых ракет, которые считались доступными только немногим государствам. А именно – США, России, Евросоюзу, Китаю (всего с двумя запусками). Но теперь частный носитель Falcon Heavy становится самой мощной ракетой в мире, которая может доставлять до 63,8 т на низкую опорную орбиту (именно там работает Международная космическая станция), до 26,7 т на геопереходную орбиту, до 16,8 т на Марс и 3,5 т на Плутон.

В настоящий момент у ракеты Маска только один конкурент – американская ракета Delta IV Heavy, которую производит гигант Boeing. Однако Маск впереди по полезной нагрузке в два раза, по стоимости запуска – в четыре раза. Старт Falcon Heavy обходится в 90 млн. долларов (соизмеримо с нашим «Протоном», который поднимает 20 тонн). Delta IV Heavy берет из бюджета за один старт 435 млн. Сейчас активно продвигается новый проект NASA – сверхтяжелая ракета SLS (Space Launch System) со стоимостью старта в 500 млн. По утверждению Маска, вся разработка Falcon Heavy, которая началась совсем недавно – в 2011 году, обошлась в 500 млн. долларов.

Россия тоже разрабатывает сверхтяжелую ракету «Ангара-5», которая значительно слабее частной ракеты Falcon Heavy – всего 24 тонны на низкую орбиту. Начали еще в 1980-х годах, когда доведут до ума и доведут ли вообще, непонятно, но сумма уже названа – 2,5 миллиарда долларов. Дело не движется, а Роскосмос пытается отсудить у Центра имени Хруничева два миллиарда рублей за срыв работ по разгонному блоку. Финансовых махинаций в головном космическом предприятии – как звездной пыли. Пытаясь выкарабкаться из долговой ямы, Центр имени Хруничева начинает распродажу своих земель под элитную застройку.

Если бы Илон Маск узнал об астрономических масштабах коррупции в России, он бы посчитал путешествие в Дагестан более экзотическим, чем полет на Марс. И как сложилась бы судьба Центра имени Хруничева, который был жемчужиной советской космической индустрии, если бы полтора десятилетия назад в качестве топ-менеджера позвали чудаковатого Маска? Впечатление, что американская и российская космонавтики живут на разных планетах.

Между тем в начале 2000-х годов Илон Маск, еще только нащупывая тропы в космонавтику, дважды приезжал в Россию. Российские чиновники сочли его авантюристом и американским Хлестаковым. Как говорил основатель Oracle Ларри Эллисон, когда ты создаешь инновации, будь готов к тому, что все вокруг будут говорить, что ты сошел с ума. В России сумасшедшие перевелись, потому что мы перестали мечтать. В этом одна из коренных причин нашей технологической зависимости, которая превратилась в стратегическую угрозу национальной безопасности.

На протяжении ХХ века наша страна постоянно создавала новые смыслы и неоднократно открывала человечеству дверь в будущее. Примеров – не счесть, и космос – только одно, хотя и очень громкое направление. Россия, как Афины или Древний Рим, стала центром цивилизации. Но в какой-то переломный момент мы разучились мечтать и генерировать новые идеи. За несколько десятилетий Россия не предложила миру ни одной новой идеи и превратилась в интеллектуальную провинцию. Мы живем в режиме ответа на внешние вызовы: санкции – антисанкции. Скучно живем, хотя еще недавно хотели сказку сделать былью.

И в этом наша главная претензия к Илону Маску. Он поднял из пыли и приватизировал русскую мечту о прорыве – к социальным преобразованиям, к рекордам в авиации, к тайнам атомного ядра, к преобразованию энергии, к перекрытию рек, к стахановским рекордам… Но не Маск виноват в том, что мы изменили себе. В советское время одним из главных обличительных целей очерков на моральную тему был обыватель, который не ставил перед собой больших задач, а жил лишь накопительством. И сегодня свободные русские граждане живут как советские жертвы тоталитаризма. Обыватель – уже не обвинение, а всеобщий уклад жизни. Стоит ли говорить, что Илон Маск для обывателя – как марсианин и достоин самого свирепого осуждения.

Наши миллиардеры – тоже обыватели. Почему, в отличие от многих богатых американцев, никто из наших толстосумов не слетал в качестве туриста с любознательными экспериментами в космос? Они прочно стоят на земле и не смотрят на звезды. В лучшем случае, наслаждаются открытиями на яхте.

Кстати у Маска нет океанской яхты. Ему интереснее космические корабли. Потому что космический корабль – это будущее. А на океанской яхте, да еще с сомнительным грузом, большая вероятность пойти на дно.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа