Американская компания SpaceX, основателем и владельцем которой является миллиардер Илон Маск, совершила обещанный прорыв - запустила сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Пуск был пробным, с единственной полезной нагрузкой в виде вишневого электромобиля Tesla Roadster (еще одно детище Маска) и водителем-манекеном в скафандре производства SpaceX.
В российских СМИ, комментируя пуск, уделили особое внимание сопутствовавшей ему неудаче: на разгонном блоке при посадке сработал только один из трех двигателей, и он со скоростью 482 км/ч рухнул в Атлантический океан. Иронии в ситуацию добавил тот факт, что президент США Дональд Трамп поспешил поздравить Маска с успехом - и вскоре после этого поздравления произошло ЧП.
Судя по сообщениям в соцсетях и телеграм-каналах, пользователи Рунета не хотят воспринимать пуск Falcon Heavy как космический прорыв, противопоставляя ему былые достижения советской космонавтики и попутно проклиная Роскосмос и курирующего отрасль вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина.
Как относиться к случившемуся? Прорыв это, пиар или провал? С этим вопросом Правда.Ру обратилась к научному руководителю Института космической политики Ивану Моисееву. Наш собеседник выделил пять пунктов, по которым Россия, увы, проигрывает американским конкурентам.
1. Falcon Heavy вдвое больше любой из летающих в настоящее время ракет (хотя и меньше старинных) - поэтому на ее базе США могут увеличить полезные нагрузки и выполнять задачи, которые для других современных ракет, мягко говоря, сложны. Например, крайне актуальную - повысить массу спутников связи (и поэтому военные наверняка заинтересуются, ведь для них больше спутников - это больше возможностей).
2. Ракеты SpaceX надежнее российских Протонов, отмечает наш собеседник: было две аварии, что при большом количестве запусков в процентном соотношении оз 1000 начает меньше неудач, чем в РФ. Это напрямую отражается в стоимости страховки: у Протонов она стоит 12%, а у Falcon-9 - 4-5%.
3. Последние несколько лет Роскосмос сильно проигрывает конкуренцию со SpaceX в запуске на орбиту коммерческих грузов, который у нас фактически сведен к минимуму (число коммерческих нагрузок ограничено), тогда как американцы очень быстро наращивают темпы запусков.
4. Хотя потенциал у России есть (наши ракеты за счет особенностей экономики еще дешевле SpaceX, которая считается дешевой по западным меркам), но это дело маркетинговой группы Роскосмоса - искать клиентов, договариваться и, возможно, снижать цены. Правда, это внутренняя кухня, в нее не заберешься, поэтому о конкретных перспективах судить трудно.
5. Параллельно с поиском клиентов нужен целый комплекс мероприятий по повышению надежности в техническом плане для снижения стоимости страховки - и это, по словам научного руководителя Института космической политики, обычная работа. Ею просто надо заниматься и делать качественно.