Психологи попросили 291 студента посмотреть «300 спартанцев» либо «V — значит вендетта». Контрольной группе досталась нейтральная комедия «Мачо и ботан». Сразу после финальных титров участников опросили, какие качества они считают наиболее важными для детей: независимость или уважение к старшим, послушание или уверенность в себе, любопытство или хорошие манеры. Также студентов попросили рассказать об отношении к протестам, иммиграции и военной службе в США.
В результате люди, посмотревшие «300 спартанцев», с большей вероятностью одобряли авторитарные идеи — в отличие от тех, кому досталась антиутопия «V — значит вендетта».
«Исследование показывает, что фильмы способны влиять на мнения по ключевым вопросам, воздействуя на скрытые диспозиции личности, — говорят психологи. — Главное, что мы можем сделать — критически осмысливать медиа-информацию. Особенно это касается развлекательных фильмов и ТВ-шоу, которые мы воспринимает пассивно, отключая естественную психологическую защиту».
Работа психологов имеет несколько ограничений: они не тестировали «эффект распада», потому не знают, как долго идеи фильмов продолжают влиять на мнения зрителей. Этот вопрос, а также то, какие еще латентные настроения могут быть «активированы» кинематографом, ученые собираются рассмотреть в будущих исследованиях.