Несмотря на кризис музыкальной индустрии, наиболее талантливые музыканты продолжали выпускать в прошлом году замечательные альбомы
Предлагаем вам краткий обзор десятки лучших CD по версии нашего портала.
1. Владимир Кузьмин «Рокер-3». Новый альбом Кузьмина - это, конечно, вкусно звучащие тяжелые гимны про стальных коней, лихих подруг, любимые гитары, пенном напитке и ветре в голове. Но, как выяснилось, далеко не только. В последние годы Кузьмин всерьез озаботился своим духовным самосовершенствованием, перестав есть мясо и обратившись к ведической литературе. И это очень чувствуется при прослушивании третьего «Рокера». Избегая прямой назидательности, Кузьмин ненавязчиво поет о Боге, знаках свыше, взаимопонимании, которое считает синонимом любви, и некоей аскезе. Владимир Кузьмин сумел записать не одноразовый альбом, распробовать который в полной мере слушателю удастся лишь со временем. «Рокера-3» можно смело поставить в один ряд с такими продуманными во всех отношениях работами, как «Грешной души печаль» Александра Иванова и «О любви» «Чижа».
2. Иеромонах Фотий «Романсы». Победа иеромонаха Фотия в телешоу «Голос» мало кого оставила равнодушным. Батюшка вел себя очень достойно и ни одним своим поступком не дал недоброжелателям веских поводов в чем-либо его упрекнуть. В то же время, некоторых трений со священноначалием ему избежать не удалось. На этом фоне диск «Романсы» воспринимается не только как отрабатывание контракта с создателями телепроекта, но и как некий манифест, попытка объясниться с духовными братьями, поклонниками и просто сочувствующими. На поверку сугубо душевных переживаний диске не так много. Прежде всего, это касается романса Глинки-Козлова «Венецианская ночь», который выглядит в трек-листе альбома несколько инородно и, возможно, связан с какими-то личностными переживаниями исполнителя. Все остальное — это попытка заявить о своей вере и рефлексия отца Фотия по поводу собственного места в храмовых стенах, на сцене и в миру.
3. Вася Обломов «Долгая несчастливая жизнь». Имея историческое образование и солидный культурный багаж, Обломов старается не ограничиваться принципом «днем в газете — вечером в куплете». Как мы помним, в шпаликовском фильме «Долгая счастливая жизнь» речь шла о том, что люди в этом мире слишком одиноки и разобщены, чтобы добиться счастья для себя и друг для друга. Ровно к таким же выводам Обломов приходит в манифесте диванного эскаписта «Внутренняя эмиграция», оде человеческой глупости «Неясная поляна» и уморительном «Человеке херовом» - полемическом ответе на собственную песню «Человек хороший». Загадочная русская душа представлена в альбоме со всеми ее плюсами и минусами. С одной стороны, репрессированные герои дуэта с Глебом Самойловым «Жить всегда» стоически переносят все лишения. С другой — в «Долгой и несчастливой жизни» справедливо подмечено, что все мы горазды раздавать советы, хотя у самих скелеты в шкаф уже не влезают, а ненависти в нас больше, чем любви. Обломов умеет быть желчным и саркастичным, но на сей раз он сострадателен, как никогда.
4. Би-2 «Би-2 & Prague Metropolitan Symphonic Orchestra. Vol. 2». Вторая часть альбома с Пражским симфоническим оркестром, главным образом, записана по следам пластинки «#16+». Песни отсюда в новых аранжировках строятся, по большей части, на контрастах. Духовые в «Хипстере» звучат шаржированно, а струнные партии, напротив, заставляют нас проникнуться к субтильному герою даже некоторым сочувствием: тоска накатывает, внутренние бури бушуют и, если он сам не может справиться с этими штормами, то чего стоит весь этот винтаж, которым бедолага себя окружил? «Забрали в армию» передает ужас перед неизбежной милитаризацией государства, который испытывает не менее инфантильный персонаж, нежели пугливый хипстер. Заглавная песня альбома «#16+» в обновленной версии подошла бы к какому-нибудь триллеру. Но и здесь хватает типично подростковой бравады, которая, например, отлично передана озорством сорвавшихся с цепи инструментов, звучащих после строчки «чайной ложкой бьют в колокола».
5. Громыка «Нашатырь». Блистательный главнокомандующий «Громыки» Максим Валерьевич Кошелев в своих поэтических озарениях не щадит никого. Но это ни в коем случае не пустое зубоскальство и уж тем более — не желание шокировать публику. Например, в песне «Невозможное возможно» обыгрывается словосочетание из знаменитого билановского хита. Увлеченно нанизывая одно за другим созвучные слова («пирожно», «морожно», «тревожно», «подкожно»), Кошелев в итоге подводит слушателя к неожиданному выводу: «ну а если всё кокошно-раскокошно невозможное не нужно». «Нашатырь» выводит «Громыку» на принципиально новый уровень, хотя бы потому, что это уже не игрушка для маргиналов, ибо абсолютно каждый найдет в этом альбоме нечто животрепещущее. Даже далекие от ежедневного чтения новостных сводок люди обязательно среагируют на посвященную погодным аномалиям «Загубила» или же панк-боевик с сакраментальным названием «Птичий или свиной». А финальная вещь «Кабель» имеет воистину космический масштаб, поскольку простыми словами в ней фиксируется процесс противостояния Порядка Хаосу.
6. СерьГа «Приметы». Открывается альбом программной песней «Сказочный лес», где рай поначалу обрисован в традиционных красках народных сказаний: «Там на заветных деревьях сидят попугаи, звери повсюду гуляют, никто друг дружку не ест». Галанин в определенной степени полемизирует с этой идиллической точкой зрения, лишая ее сторонников призрачных иллюзий. Как и в великой советской песне «Алый цветок» из мультфильма «Шелковая кисточка», «до сказочного леса дойдут не все», поскольку для достижения Царствия Небесного необходима, вера, дерзновение и внутренние изменения. Вторая половина «Примет» посвящена всем тем, для кого рай уже наступил на земле. Среди них — и герои Великой Отечественной («Победа белого света»), и вечно юные рок-музыканты («Дэвид Боуи»), и неисправимые романтики («Солнечный Чародей»). Особой похвалы заслуживает мелодичный блюз «Бурый Медведь», в котором верно подмечены наиболее сущностные черты русского характера: гостеприимство, незлопамятность, отсутствие притязаний на чужие земли и готовность отстаивать свою до конца. Никак нельзя пройти и мимо баллады «Мой друг», побуждающей сразу же узнать, все ли в порядке у твоих близких.
7. КняZz «Узники долины снов». Два наиболее цепляющх номера пластинки щедро выдаются в самом начале трек-листа. Раскрученная «Призраки Там-Тама» довольно мелодична, в меру угарна, имеет историческую ценность, привычные для Князя намеки на мистику и провокационные высказывания в интродукции. В «Рок-н-Ролльном Дед Мороз» Князев реабилитируется перед рождественским стариком за давнюю скабрезную песню «Санта Клаус». Теперь Дед Мороз не уличный хулиган, а благодушный субкультурный персонаж, вроде бывалого громилы-байкера, который щедро одарит тех, кто разделяет его идеи, а прочим стоит держаться от него подальше. Демоническая подоплека Морозы-воеводы из русских народных сказок практически сведена здесь на нет. По «Узникам долины снов» заметно, что с инфернальными темами Князев стал о 0022af бращаться намного аккуратнее, чем, скажем, во времена «Короля и Шута», и это не может не радовать. Банник из его одноименной песни не столько обитающий в парилке бес, сколько смекалистый магический помощник из народных сказаний, который облегчает жизнь добродетельным гражданам и сурово наказывает сквернословов и буянов. в «Узниках долины снов» Князев стоит на страже традиционных ценностей. Любители песни «Русский дух» наверняка ждали продолжения заложенных в ней идей — и получили его в виде песни «Брат». История двух братьев, оказавшихся по разные стороны баррикад в годы Гражданской войны, подана без излишнего патриотического пафоса и слезливого шансонного надрыва. Главное здесь — попытка найти точки соприкосновения враждующих сил и примирения идеологий.
8. Адаптация «Олдскул». Альбом переигранных заново старых песен группы – подчеркнуто зрелая и выверенная работа, в которой хочется обращать внимание на каждый нюанс. Основным инструменталистом альбома выступил всесторонне развитый Вадим Курылев, как обычно, действующий по принципу «не навреди». Он достаточно сильно перелопатил аранжировки тех песен, которые в оригинале казались немного недотянутыми, а прочие подверг лишь косметической правке. Логичным образом наиболее серьезно оказались изменены песни из альбома «Так горит степь», чье звучание было рыхловатым. И «Пепел» и «Голод» оттуда начинаются с эффектных басовых пассажей, моментально сообщающих этим песням нерв и упругость. Исключительно уместны клавишные обновленной версии «Улиц города», где они ассоциируются с «черным уставшим снегом», придающим герою силы и уверенность. «Олдскул» завершается жирной точкой: десятиминутной «Грязью» с выворачивающей наизнанку психоделической гитарой Вадима Курылёва, который на сей раз исхитрился превзойти самого себя. Сеанс очищения через падение на самое дно прошел успешно, катарсис полный и безоговорочный. Всё настоящее!
9. Ногу Свело! «Материки моей планеты». В альбоме есть всё, что исчерпывающе характеризует нашу сегодняшнюю суматошную жизнь — и даже больше. Тон пластинке задает пара серьезных песен в духе непревзойденного релиза «БОКС». Припанкованная вещь «Ватрушки» повествует о многочисленных соблазнах, которые делают нас ущербными рабами разрушительных страстей. Заглавная песня альбома содержит важную мысль о том, что даже если ты искренне наслаждаешься жизнью, обязательно найдется то, что эту радость омрачит. Едва ли не самой сильной композицией альбома стала песня «Крокодиловый народ» на стихи Михаила Гуцериева. В известной старинной песне «свелоногих» «Demoralization Of Love» была загадочная строчка «Crocodilezation Of Love». Теперь Гуцериев будто бы ее развернул и прокомментировал: никакими понтами из крокодиловой кожи не прикрыть царящих повсюду крокодиловых нравов — и даже крокодиловы слезы тут помочь не способны. Всё в порядке и с сугубо развлекательными песнями. После угарнейшей «Яйца Фаберже» появились сомнения: а сможет ли Максим Покровский сочинить в перспективе что-нибудь конгениальное ей? Новый альбом дал на это утвердительный ответ в виде великолепного «Русского алфавита», виртуозно составленного (за исключением припева) из сплошных отдельных букв и аббревиатур.
10. Глеб Самойлов и The Matrixx «Здравствуй». Взгляд человека, потерявшего в кровопролитных боях всех друзей и отчасти себя, стоящего на краю пропасти, но находящего в себе силы поприветствовать неизбежное. Когда под ногами горит земля, вряд ли остается место для глумления и треша. Не потому ли тексты альбома «Здравствуй» безупречно литературны, а круг задействованных источников необычайно обширен? Среди них — Александр Вертинский. Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Владимир Высоцкий, Николай Добронравов, Гете в интерпретации Лермонтова, Александр Гаррос, спектакль Владимира Машкова «Смертельный номер»... Выделять какие-то песни нет особого резона, потому что в этот материал нужно либо погружаться с головой, либо держаться от него подальше. Но красоту и величие песни «Здравствуй» не оценить невозможно. Как и любая грамотно проведенная шоковая терапия, альбом всерьез и надолго вышибает слушателя из зоны комфорта, однако это состояние спасительно, поскольку помогает преодолеть личностный кризис любой степени тяжести и начать всё с чистого листа.
Обложки предоставлены издателями