- Аксинья, вы совсем недавно выпустились из театрального вуза. Расскажите, когда пришло понимание, что вы хотите стать актрисой?
Артисткой я стала случайно: в детстве говорила, что буду директором банка, чтобы раздавать всем деньги и никто из моих родных и близких не работал.
Я училась в якутском городе Нерюнгри, могла бы быть отличницей, но из-за плохого поведения мне часто снижали оценки. Еще, я увлекалась субкультурами и в 9 классе была готом. Мне даже учителя говорили, что из меня не выйдет ничего путного, разве что возьмут в ларек, торговать хлебом. После 9 класса я решила оставить школу и пойти в колледж. В нашем городе выбор был не велик, и я подумала, а почему бы не попытаться поступить в театральный? Мама поддержала. Ближайшее к нам театральное училище было в Иркутске, и за месяц подготовилась к поступлению. Меня взяли. Я съехала от родителей и начала «взрослую жизнь». Сначала получала удовольствие от свободы, думала, что буду целыми днями гулять и тусоваться, но быстро поняла, что это не мое. И погрузилась в учебу.
Окончив иркутское театральное училище, я, понимая, что профессию актрисы надо строить в большом городе, переехала в Москву, где окончила женевскую программу института имени Бориса Щукина, курс Евгения Князева и Валентина Стасюка.
- У вас очень красивое имя, как раз для звёзды кино. Как родители его выбирали?
Это имя мне дала моя бабушка, настоящая казачка по крови! Фамилия Олейник — украинская, четыре поколения нашей семьи жили в Украине, и сама я родилась в Донецкой области. Но вот в школьные годы свое имя не любила, и просила, чтобы меня называли Ксюша. С возрастом стала гордиться - Аксинья Олейник — это звучит. Яркое, запоминающееся имя в единственном экземпляре (смеется).
- Сейчас вы в основном играете в театре? В кино реже, или нам что-то ожидать?
Я актриса Московского Театрального Центра «Вишневый сад» под руководством народного артиста Александра Вилькина.
Что касается кино – да, действительно пока снимаюсь редко, может быть потому, что я не нашла своего агента, который поспособствовал бы моей кинокарьере. Проект «Блаженный» режиссера Ростислава Мусаева дебютный для меня, на данный момент ожидаем выход этого фильма в прокат.
- Что вам ближе театр или кино, и в чем принципиальные различия между ними
Когда меня взяли в театр, я была на седьмом небе от счастья, думала, о большем и мечтать нельзя, о кино не думала. А вот сейчас понимаю, что мне хочется двигаться дальше, сниматься в кино, возможно, даже попробовать себя в антрепризной постановке современного драматурга.
Первый киношный опыт был на съемках коммерческого проекта, куда я пошла, скажу честно, преимущественно ради заработка. На площадке я понимала, что совершенно не знаю, как взаимодействовать с камерой, что делать, как себя вести. Никакого удовольствия, сплошной стресс. А в проекте «Блаженный» у меня изменилось впечатление о съемочном процессе. На кастинге сидел сам режиссер Ростислав Мусаев, помогал мне на пробах, не подгонял, давал раскрыться. И сам был полностью в творчестве. Снимали мы в город Торжок Тверской области - и уехав из дома я отринула все заботы и неделю была в процессе. От режиссера, оператора и всей команды шла такая отдача, что я прониклась и хотела работать на миллион процентов лучше.
- Что вы любите в кино и театре, как зритель? Каких актеров любите?
На другие спектакли хожу не так часто, ведь когда ты сама актриса, приходится и репетировать, и даже иногда ночевать в своем театре. Поэтому не могу сказать конкретно, что мне нравится. А не нравится – пошлость на сцене. Театр может быть откровенным, но он не может быть пошлым. К этому относятся как неоправданно оголенные части тела, так и пошлое осовременивание классики. Суть классики в ее самодостаточности, их надо показывать так, какие они есть.
Из наших актрис люблю Марию Аронову – она прекрасна, честно делает свое дело, для меня это пример для подражания, Галину Тюнину из театра-мастерской Петра Фоменко. Много имен, боюсь кого-то обидеть. Из советских актрис: Элин 2000 а Быстрицкая (особенно в роли «Аксиньи»), Нонна Мордюкова. Нравится Бенедикт Камбербэтч, особенно его роль в спектакле «Франкенштейн».
Последнее время смотрю с интересом короткометражки, фестивальное кино — в них много хороших экспериментов, необычных взглядов, нового дыхания. Уважаю советский кинематограф.
- У вас есть роль мечты, чтобы вы хотели воплотить на экране?
Хотела бы сыграть Аксинью из «Тихого Дона», вижу много общего с моей жизнью. Недавно режиссер Сергей Урсуляк делал экранизацию, где эту роль исполнила моя знакомая, актриса Полина Чернышова. Надеюсь, что однажды и мне выпадет такая возможность! Интересно было бы сыграть женщину-комиссара в «Оптимистической трагедии». Когда она попадает на корабль с моряками, то перед зрителями начинает по-новому раскрываться ее характер.
У меня уже сложилось амплуа русской девушки из деревни, и мне хотелось бы его сменить, показать себя в роли отрицательного персонажа или даже сыграть героиню с психическим расстройством.
- в полнометражном фильме Блаженный Ростислава Мусаева вы сыграли неоднозначную героиню. Кто для вас она - жертва обстоятельств или падшая женщина?
Я была на отдыхе с мамой, и когда мне прислали сценарий, то начала читать его вслух. Когда дошли до финала, мама, человек набожный, сказала: «Дочка, это твоя роль, помоги тебе, Господи».
Мне было понятно, что происходит у героини внутри, почему она стала такой, какой ее видит зритель, что я не могла упустить этот фильм. Любу называют девушкой легкого поведения. Но такая ли она на самом деле? Из-за частных побоев бывшего возлюбленного она потеряла ребенка, и во время очередной драки, защищаясь, она убила и его…. Учитываем, что это 19 век. Тут же пошел слух, что она мужеубийца, да еще и детоубийца. Только представьте, каково ей?! Гонимая всеми, и никто не пытается понять, что с ней произошло на самом деле. Ведь возможно она самая честная в округе.
У меня в жизни была, к счастью, не столь драматичная, но чем-то похожая ситуация, когда вокруг меня стали появляться какие-то слухи. Я думала: пусть живут как хотят, лишь бы в душу не лезли.
И мне кажется что моя героиня, ведя себя несколько фривольно, пыталась показать свою силу и спрятать слабость. Она не падшая, скорее, жертва обстоятельств. Ее судьба похожа на судьбы тысяч женщин в нашей стране. Согласитесь, у каждой из нас есть рана, которая болит!
- Расскажите об атмосфере на площадке и как вам работалось с режиссером Ростиславом Мусаевым. У него было особое видение на вашу героиню, или вам разрешали привносить что-то от себя.
Да, я в восторге от этого опыта: мой дебют в кино получился отличным! На площадке со мной были опытные и значимые артисты, у каждого я спрашивала: «а всегда царит такая сильная рабочая атмосфера, такая одухотворенная?» - и все говорили, что это большая редкость, что нам повезло. Нас просто на руках носили, можно сказать.
Команда собралась слаженная, все выкладывались на пятьсот, на миллион процентов, а когда такая рабочая, честная атмосфера вокруг тебя, то хочется соответствовать. Я надеюсь, что мне это удалось. За время съемок мы очень сдружились, и когда съемочный процесс закончился, я даже расплакалась.
Мне хочется сказать особые слова благодарности оператору Михаилу Соловьеву, он очень сильно помогал мне в работе. И режиссеру Ростиславу Мусаеву. Не скажу откуда, но знаю, что это именно он настоял на моей кандидатуре. И мне было важно ему понравиться. В начале работы у него было свое видение моего персонажа, а потом он сказал, что я привнесла столько своего, что сделала Любу еще интереснее. Он никогда не диктует, готов слушать артиста и всегда открыт для предложений. Когда у меня были сцены в холодном ручье или я стояла босиком на ледяном мосту, он давал мне свои резиновые сапоги, чтобы я грелась.