Современная медицина, в особенности пластическая хирургия, способна творить чудеса. Результаты оперативных вмешательств зачастую поражают не столько качеством, сколько размахом и количеством, проведенных изменений. Сегодня уже не надо активно бороться с лишним весом и стараться поддерживать физическую форму, достаточно просто обратиться в специализированную клинику, получить за свои кровные сбережения липосакцию и контурную пластику и вы, что называется, в шоколаде. К сожалению, врачи констатируют и тот факт, что некоторые пациентки в погоне за самоулучшением не могут остановиться. О феномене, характеризуемом специалистами, как зависимость от пластических операций, расскажет пластический хирург клиники Beauty Clinic, доктор Александр Вдовин.
Факт зависимости от пластической хирургии давно признается специалистами, за примерами далеко ходить не нужно. Интернет пестрит историями моделей, актрис, певцов, которые бесконечное число раз, говоря простым языком, ложились под нож хирурга. Стали они стали они от этого счастливей или нет, к сожалению, по-разному: кому-то это действительно оказывалось психологически необходимо для того, чтобы попросту чувствовать себя увереннее. Майкл Джексон, Шер, Памела Андерсон, Донателла Версаче, Дженис Дикинсон, известная всему миру как «ведьма Дженис» – список знаменитостей далеко не полный. Для них постоянная «работа» над собой превратилась в своеобразное хобби, как будто они участвовали или продолжают участвовать в марафоне «Измени себя до неузнаваемости». И, естественно, на врачах, хирургах, лежит очень большая ответственность.
Условно всех пациентов пластических хирургов можно разделить на такие категории: первая – люди молодого или среднего возраста, желающие каким-то образом улучшить свою внешность (обычно, это увеличение или уменьшение груди, ринопластика, контурная пластика); ко второй категории можно отнести возрастных пациентов, которые прибегают к пластической хирургии, чтобы, в каком-то смысле, приостановить процесс старения. Что объединяет пациентов этих категорий – желание стать лучше. Как врач, я признаю, что есть люди, которые очень педантично относятся к своему внешнему виду и, соответственно, все те изменения, которые у них происходят, например, с возрастом, могут их провоцировать на оперативные вмешательства. Возможно, и даже скорей всего, потребуется ни одна, а несколько операций, чтобы достичь необходимого результата. Но если это приносит положительные эмоции – почему бы и нет?
Однако есть и совершенно иная категория пациентов, которую условно можно разделить на две группы. К первой можно отнести клинический случай проявления дисморфофобии – психического расстройства, при котором человек сконцентрирован на каком-то определенном недостатке/дефекте своего тела. Такие пациенты ходят одного хирурга к другому, и количество оперативных вмешательств никаких существенных изменений в их психическое состояние не привносит. Обычно пластические хирурги практически мгновенно определяют эту группу пациентов, на первой же консультации, и отправляют их лечиться к соответствующему специалисту – психиатру. К другой группе этой категории можно отнести перфекционисток – они занимаются постоянным улучшением своей внешности: сначала они проходят через одну операцию, потом дальше и дальше, по всему телу. В этом случае грамотный специалист должен понимать резонность дальнейших пластических операций и мотивацию своей пациентки: что это необоснованные капризы, лишь бы прооперироваться, или действительно разумное желание быть лучше. Вынося свой вердикт, врач должен быть крайне внимателен. Да, пластический хирург может изменить форму в определенном направлении, но он всегда обязан учитывать, что все, что происходит, происходит в одностороннем порядке – обратного хода нет: изменения должны тщательно, я бы даже сказал, педантично обсуждаться на консультациях. Именно поэтому предварительно взвешиваются все «за» и «против» и выносится вердикт. Пластические хирурги имеют право, с одной стороны, помочь пациентке добиться позитивных результатов, с другой объяснить, что от ненужных операций необходимо отказываться. Если пластический хирург чувствует, что пациентка просто желает оперироваться, у нее уже развивается зависимость от пластических операций, то он имеет полное 1000 право отказать такой пациентке. Ни в коем случае нельзя проводить операции в ущерб физиологии пациента.
Современная медицина, безусловно, позволяет достичь совершенства, даже когда речь идет об изменениях в разных частях тела. Например, такие операции, как ринопластика, маммопластика и контурная пластика, допустимо комбинировать вместе. Но специалист должен отчетливо понимать мотивацию пациента и, если это необходимо, должен вовремя его остановить, объяснить ему какие-то вещи. Допустим, речь идет о повторных операциях на одном и том же органе, пациент должен знать, что существует своеобразный лимит оперативных вмешательств, если разговор о разных частях тела, и эти операции целесообразны, врач сам принимает решение о проведении вмешательств. Обычно, в пластической хирургии, мы не советуем второпях решаться на операцию. Ни в коем случае нельзя неосознанно принимать решение, идти на поводу у подруг, которые что-то советуют, слушаться близких, родителей, или же делать операцию назло кому-то потому, что в конечном итоге вы не добьетесь никаких позитивных результатов. Изменения получите, но будете ли от этого счастливы – вот вопрос! И именно это может в дальнейшем толкнуть вас на продолжение. Поэтому, прежде чем решаться на серьезные изменения в своей внешности – определитесь, чего вы на самом деле хотите: уверенности в себе пластика вам явно не добавит, хирургия не решает проблем в восприятии себя самого, запомните это. Пластическая хирургия помогает вам избавиться от каких-то видимых недостатков, стать красивей, получить те формы, которых по каким-то причинам лишила вас матушка природа, хирург всегда поможет вам притворить свои мечты в реальность, главное, чтобы вы понимали, что многие «проблемы во внешности» решаются не оперативным вмешательством.