Многие современные двигатели поддаются только компьютерной диагностике, хотя кое-что о здоровье «железного коня» можно узнать по цвету его выхлопных газов. Иногда такая нехитрая диагностика автомобиля может предотвратить серьезные неполадки, а иногда просто поможет вам не выглядеть на сервисе дураком.
Все в порядке
Важно знать, что, когда все в порядке, выхлопные газы бесцветны и едва заметны. Беловатый дым из выхлопной трубы может идти только при прогреве, когда на улице холодно, но потом он должен становиться снова прозрачным. Это относится ко всем двигателям: и старым, и новым.
Белый дым
Зимой, как я уже сказал, белый дым из выхлопных труб идет у каждой второй машины. В этом случае все нормально — это просто пар, который образуется из-за испарения конденсата, образовавшегося в выхлопной системе за время стоянки машины. Когда вся влага из выхлопной трубы испаряется, выхлопные газы должны становиться прозрачными. Если не становятся или вдруг белый дым идет летом, значит, в двигатель каким-то образом попадает вода или охлаждающая жидкость. В последнем случае выхлоп будет иметь сладковатый привкус антифриза, а свечи будут покрыты серо-белым нагаром на электродах. Причиной утечки может быть, например, пробитая прокладка головки блока цилиндров.
Сизый (синий) дым
Если из выхлопной трубы идет синеватый или сизый дым, ничего хорошего в этом точно нет. Скорее всего, в камеру сгорания попадает масло. Проверьте уровень масла, в большинстве случаев он будет ниже, чем нужно, потому как сизый дым обычно сопровождается приличным жором масла.
Причиной может быть старость автомобиля, тогда нужно просто заменить маслосъемные колпачки, или изношенность поршневой группы и уплотняющих поршневых колец. Если вовремя заметить сизый дым, получится обойтись несложным и недорогим ремонтом в любом автосервисе, но, если всё запущено, последствия могут быть куда более серьезными, чем замены резинок.
При обращении в сервис первым делом вам должны будут проверить компрессию двигателя. Если она в норме, всему виной маслосъемные колпачки, если нет — поршневые кольца. На турбированных и дизельных двигателях причина может быть не в двигателе, а в турбине. При неполадках турбины кроме воздуха она может нагнетать в двигатель ещё и масло. Если так, то это будет видно по маслянистым воздушным трубкам, идущим от турбины к двигателю (когда все исправно, они сухие). Если проблема таки в турбине, времени тянуть нет. Игнорирование проблемы может привести к капитальному ремонту мотора и замене турбины.
Черный дым
Черный дым из выхлопной трубы можно часто увидеть на машинах с дизельным двигателем. Это свидетельствует о неисправности системы очистки выхлопных газов. Тут может помочь банальная замена сажевого фильтра. Или же причина в неполном сгорании топлива. В этом случае первым делом нужно проверить воздушный фильтр. Затем впускной коллектор. Может быть, в двигателе недостаточная компрессия. Возможно, не работает насос высокого давления и идет банальный перелив топлива в цилиндры (сопровождается повышенным расходом топлива).
Причина в бензиновом ДВС может быть в системе зажигания, которая не поджигает топливо и оно выходит напрямую в глушитель. В этом случае двигатель будет троить. Может помочь регулировка углов опережения зажигания. Так же черный дым может вызывать нестабильная работа инжектора. Если так, то обороты двигателя будут плавать. Лечится это прочисткой системы.
Так или иначе, игнорировать черный дым из выхлопной трубы нельзя. Выяснять и решать проблему нужно оперативно, в противном случае ремонт может обойтись в кругленькую сумму. В первую очередь черный выхлоп убивает катализатор, а стоит он дорого.