В преддверии Парижского авиашоу британский консорциум Neva Aerospace, включающий пять европейских компаний, специализирующихся на всех видах электрической авиации – от беспилотных самолетов до воздушных роботизированных платформ – показала свой концепт «летающего автомобиля».
Новый пассажирский коптер получил название AirQuadOne и несмотря на то, что пока существует только на бумаге, его технические характеристики выглядят достаточно реалистичными.
Одноместный самолет Neva использует четыре электрических турбо-пропеллера, которые ранее уже были опробованы на других транспортных средствах, таких как БПЛА. Весь аппарат будет весить чуть более 450 кг, 150 из которых отводится на батареи и 100 на пилота и дополнительный груз.
Пассажирский квадрокоптер сможет находится в полете 30 минут при крейсерской скорости 80 километров в час. 40-километрового запаса хода, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы добраться с одного конца, перегруженного трафиком города, в другой. При этом аппарат взлетает и приземляется вертикально, а заряжать его можно через розетку, как обычный электромобиль.
Neva также не исключает возможности оснащения AirQuadOne небольшим ДВС для обеспечения работы генератора, который будет подпитывать батареи, что в свою очередь, позволит увеличить дальность полетов. В настоящее время авторы проекта работают над поворотными электрическими турбонагнетателями, которые позволят сделать тягу более эффективной. Предполагается, что транспортное средство попадет в категорию легких самолетов.
AirQuadOne – это всего лишь последняя из длинной череды концепций «летающих автомобилей», за которые довольно всерьез взялись компании с мировым именем. Так, Airbus продвигает проект Vahana, в рамках которого разрабатывается модульный электромобиль-дрон Pop.Up. Соучредитель Google Ларри Пейдж вместе со стартапом Kitty Hawk работает над пассажирским мультикоптером Flyer, первый действующий прототип которого уже был продемонстрирован весной этого года. Также Uber планирует запустить сервис летающих такси в Дубае в течении трех лет.
И эти компании не страдают от коллективного безумия. Достижения в области технологий батарей предполагают, что больше энергии можно упаковывать в более компактные, более легкие объемы. Новые материалы позволяют дизайнерам создавать легкие, но невероятно прочные структуры, фактически строить их из композиционных материалов.
В тоже время, это не означает, что все проекты, о которых шумят СМИ, воплотятся в реальности. Например, немецкий стартап Lilium обещает создать коммерческую версию пятиместного воздушного судна с 320-километровым запасом хода и сумасшедшей максимальной скоростью 300 км/ч. Это намного более амбициозно, чем спецификации AirQuadOne, и с меньшей вероятностью материализуется, по крайней мере, в ближайшее время.
Реальным камнем преткновения для даже более реалистичных проектов являются вопросы регулирования. В Neva Aerospace говорят, что работают с американскими и европейскими госструктурами для подтверждения соответствия всем существующим правилам, но этого может быть недостаточно. Эти и другие летательные аппараты, вероятно, потребуют совершенно новых стандартов. Например, FAA сообщило, что готово работать над этим, но процесс займет годы.