Известный экономист Дмитрий Ушаков оценивает пакет мер, обсужденных на форуме в Петербурге
Завершился 21-й Петербургский международный экономический форум. На ставшей традиционной площадке обсуждались вопросы стратегии развития экономики России, искались рецепты стимулирования экономического роста. К чему же пришли?
Правительство уверено, чтобы добиться экономического роста, необходимо увеличить численность занятых в экономике, с одновременным увеличением производительности труда, и повысить инвестиционную активность, прежде всего в высокотехнологичных отраслях экономики. Трудно с этим, конечно, спорить – это ключевые условия для активизации экономического роста, о которых Правительство говорит последние 10 лет. И у государства тут два основных инструмента влияния – налоговая политика и бюджет.
Налоговые меры, предлагаемые и обсуждаемые Правительством, предполагают увеличение косвенных налогов и снижение налогов на труд, что должно привести к выводу из «серых схем» зарплаты.
Речь идет об обсуждаемом налоговом маневре, когда ставки страховых взносов снижаются с 30% до 22%, а НДС наоборот, повышается с 18% до 22%, ну и НДФЛ увеличивается до 15% заодно. Конечно, вывод из «серых схем» зарплаты путем снижения налогообложения труда, позволит снизить неналоговую нагрузку на тяжелую и легкую промышленность, сельское хозяйство, и ряд других отраслей, где высока численность занятых, но зарплата на уровне средней по РФ и ниже. Однако на высокотехнологичные сектора экономики (зарплаты в таких секторах выше, а со снятием предельного порога для начисления страховых взносов, платежи предприятий таких секторов экономики возрастут), на IT-сектор, на те отрасли, развивать которые государство очень хочет и говорит об этом последние 10 лет, налоговая нагрузка вырастет. В то же время, повышение НДС с 18% до 22% поставит предприятия во многих секторах экономики на грань рентабельности, и наоборот, заставит их уйти в «серые схемы». Так что, выводя одну часть экономики из тени, другая часть экономики туда самостоятельно перебирается. Именно поэтому наверное окончательное решение Правительством по маневру не принято.
Что остается в руках Правительства? Только продление действия существующих льгот по налогу на прибыль и пониженные страховые взносы для отдельных отраслей экономики (недополучение которых компенсируется Пенсионному фонду из федерального бюджета), а также бюджетные меры.
Ведь государство хочет развивать высокотехнологичные отрасли экономики, в том числе обрабатывающие производства. А что сейчас происходит? В рамках существующего перечня ФЦП программы, которые способствовали бы качественному скачку в обрабатывающей промышленности, занимают не очень большое место, 19 млрд. рублей из 196 млрд. рублей. Причем финансирование ФЦП по направлению «Развитие высоких технологий» даже с 2015 года существенно упало, с 280 млрд. рублей, до 196 млрд. рублей. Конечно, приоритет космоса, глонасс и фармацевтической и медицинской промышленности бесспорен, однако можно было бы расширить перечень ФЦП программами, подконтрольными Минпромторгу, и направленными на быструю и качественную поддержку существующих производств оборудования для нефте- и газо- добычи, и создание новых производств по самым современным технологиям. Ведь такое оборудование мы закупаем за рубежом, у нас, у страны-экспортера нефти и газа, нет ни соответствующих технологий ни соответствующих производств.
Для того чтобы государство смогло предложить инструменты для притока инвестиций, помимо настройки налоговой системы, необходимо увеличивать расходы бюджета. Дело в том, что заинтересованность государства в развитии высокотехнологичных отраслей экономики, в развитии технологий, будет проявляться прежде всего в субсидировании расходов на оплату разработок, с последующей их коммерциализацией, что может реализовываться в рамках деятельности государственно-частных партнерств.
Но тут мы сталкиваемся с ограничениями «бюджетного правила», с ценой отсечения 40$ за баррель. Ведь действующий Министр финансов А.Силуанов оправдывает наличие «бюджетного правила» практически также, как бывший министр финансов А.Кудрин в своё время отстаивал необходимость создания Стабилизационного фонда: «Мы хотим каждый раз смотреть на котировки нефти и думать, что произойдет с бюджетом и надо ли готовить предложения по секвестру расходов? Или мы хотим спокойно работать, спокойно исполнять наши обязательства и думать о том, как повысить эффективность расходов?».
В настоящее время Минфин фактически все нефтегазовые доходы выше отсечения цены на нефть в размере 40$ с февраля 2017 года направляет на покупку валюты для пополнения Резервного фонда, что равносильно применению «бюджетного правила», хотя формально, в соответствии с бюджетным кодексом, применение «бюджетного правила» приостановлено.
Мы просто наступаем на те же самые грабли второй раз подряд. Государство упустило благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру в 2006-2011 годах, когда цены на нефть находились на крайне высоком уровне, и закачивали «дополнительные» нефтегазовые доходы в резервные фонды, вместо того, чтобы направлять хотя бы часть этих средств на развитие технологий и высокотехнологичных отраслей экономики. И сейчас «бюджетным правилом» мы ограничиваем расходы.
Чтобы стимулировать экономику, нужно понижать налоги, а не предлагать «нейтральные для бюджета» схемы, как это делает Правительство, разменивая рост одних налогов снижением ставок других налогов. Провалы по доходам в бюджете нужно компенсировать мерами, имеющимися в распоряжении ЦБ, мерами по жесточайшему контролю над эффективностью бюджетных расходов, особенно в части госзакупок, в конце концов, целевой эмиссией денег на поддержку реального сектора экономики, вместо имеющихся сейчас недоступ 0014e9 ных кредитов.
Но правительство не готово осуществлять смену модели экономического роста. Зато превратить бюджет в кассу по выдаче пенсий, пособий и зарплат бюджетникам, вместо инструмента по регулированию экономического развития страны – это запросто. Ведь если посмотреть на внесенные изменения в федеральный бюджет на 2017 год, которые сейчас рассматриваются в Государственной Думе, в целом расходы по программной части бюджета увеличиваются на 96,45 млрд. рублей (из дополнительных доходов в 1 трлн. 144 млрд. рублей млрд. рублей). С точки зрения объема бюджетных ассигнований – это всего 0,6% от уточненной суммы всех расходов (16 860,1 млрд. рублей).
Изменения, вносимые законопроектом, обусловлены низким качеством планирования и намеренного применения заниженных показателей. Особенно это очевидно, если посмотреть на исполнение федерального бюджета за январь-апрель 2017 года. Это исполнение крайне неравномерное, варьируется от 0% до 100%. Равномерно исполнены только расходы, касающиеся исполнения социальных обязательств государства в части выплаты ежемесячных пенсий и пособий, зарплат госслужащих и бюджетников. Отдельные грантовые расходы исполнены уже на 100%.
Поддержка ВЭБа осуществлена на 51%, из общей суммы на спасение ВЭБа в 150 млрд. рублей. Практически всё, что касается финансирования капитального строительства, исполнено на 0%-8%. Расходы по отдельным отраслям промышленности, о широкой поддержке которой рапортует Правительство, исполнены на 5%, как например, по подпрограмме поддержки производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности. А то и вовсе исполнение равно 0%, как например по отдельным направлениям в сельском хозяйстве, как например, в международной кооперации и экспорте в гражданских отраслях промышленности. По высокотехнологичным отраслям промышленности, по отраслям, способным выступить локомотивами экономического роста, расходы либо не меняются, либо сокращаются.
А по поводу роста реальных доходов населения, роста зарплат и пенсий – я думаю, лучше пока вообще не говорить. Ведь Минэкономразвития в макропрогнозе до 2035 года прямо указывает, что возвращение доходов граждан на докризисный уровень 2013 года планируется только через 5 лет, к 2022 году. А реальный рост пенсий (с учетом инфляции) составит и вовсе 0%.
Поэтому всё-таки я бы оценивал заявления Правительства о преодолении рецессии и о выходе на новый виток экономического роста скорее как «вербальные интервенции», нежели как реальную действительность. Просто Правительство хочет желаемое выдать за действительное. А оценки А.Кудрина о том, что Россия выпадет из мирового тренда технологической развития и перестанет быть технологической державой, к сожалению, уже сбылись. Необходимо срочно и кардинально проводить необходимые преобразования в экономике.