Если не Карзай, то кто

 »   » 
  • Опубликованно
  • Если не Карзай, то кто

За пост президента Афганистана борются Абдулла Абдулла, набравший в первом туре 45% голосов, и Ашраф Гани, за которого проголосовали 31,5% избирателей. Если не случится ничего экстраординарного, один из двоих в любом случае войдет в историю, так как впервые сменит главу Афганистана не в результате переворота, войны или иностранной интервенции, а по итогам демократических выборов. Первые итоги выборов будут подведены 2 июля

Абдулла Абдулла

Самый молодой и в то же время самый авторитетный из всех участвоваших в президентской гонке, личный врач и советник «паншерского льва» Ахмад-Шаха Массуда, Абдулла Абдулла уже баллотировался на выборах 2009 года. Тогда он пришел вторым после нынешнего главы государства Карзая, которого обвинил в массовых фальсификациях.

В Кабуле начались волнения, и только самоотвод Абдуллы, в конце концов, уберег страну от очередного малопредсказуемого сценария. Некоторые сторонники Абдуллы, впрочем, расценили это как слабость

В Афганистане Абдуллу считают образцом элегантности и непревзойденным мастером ораторского искусства. Близость к Массуду, главному врагу СССР и «Талибана», который до сих пор осенен здесь героическим ореолом, наделяет политика дополнительной харизмой. Ценят избиратели и то, что он не покидал страну даже в самые тяжелые годы гражданской войны, чем он в их глазах выгодно отличается от своего нынешнего оппонента.

Он был первым министром иностранных дел пост-талибского Афганистана, а его политическая программа, наиболее прописанная среди всех кандидатов, состоит в федерализации страны и предоставлении регионам широкого спектра полномочий.

Один из наиболее болезненных для страны вопросов – решение проблемы «Талибана», который по-прежнему ведет партизанскую войну за установление исламистского режима.

В прежние годы Абдулла выступал категорически против переговоров с талибами, утверждая, что, вне зависимости ни от чего, те продолжат свою борьбу, а значит, любые контакты с ними заведомо бессмысленны. Однако уже в ходе избирательной кампании он поменял свои воззрения, отметив, что в принципе переговоры возможны.

Слабое место политика – его происхождение. На одну половину он пуштун, то есть представитель афганского этнического большинства, но на другую таджик, из-за чего лишен поддержки многих пуштунских племенных лидеров.

Однако 45%, полученных им по итогам первого тура, должны вселить надежду на то, что роль этнического фактора в современной афганской политике не более чем стереотип. Более того, выбывшие из гонки кандидаты – а все они пуштуны – единодушно поддержали именно Абдуллу. Сам победитель первого тура излучал оптимизм и уверял, что сможет объединить всех граждан страны вне зависимости от их этнического происхождения на базисе восстановления единства нации.

«Об этом (этническом происхождении. – «Газета.Ru») много говорили и писали СМИ, но, честно говоря, я не думаю, что это по-настоящему волнует людей».

Среди поддержавших Абдуллу бывших кандидатов есть и получивший в первом туре третье место Залмай Расул, тоже занимавший пост главы МИДа страны. На следующий день после голосования на совместной пресс-конференции он отозвался об Абдулле как о «хорошем товарище», а источники в окружении политиков сообщили прессе, что Расулу было обещано место в будущем правительстве.

Все это особенно важно, учитывая, что именно Расул считался протеже действующего главы афганского государства Хамида Карзая. Сам президент от агитации за кого-либо из участников второго тура отказался, но несколько его родственников, включая старшего брата Махмуда, публично объявили о поддержке Абдуллы. Правда, еще один брат президента, Каюм, заявил, что проголосует за его оппонента.

Стоит отметить, что пять лет назад перед предыдущими выборами, судя по материалам Wikileaks, президент Карзай обвинял то США, то Иран в поддержке кандидатуры Абдуллы, за что американский посол назвал его «параноидальной личностью».

Но сам Абдулла, даже несмотря на то, что в 2009 году его фактически лишили президентского кресла, во время нынешней кампании сохранял примирительный тон, пообещав в случае победы не опускаться до мести.

На прошлой неделе террористы-смертники совершили покушение на Абдуллу, в результате которого погибло трое его охранников и еще несколько мирных жителей. Сам кандидат не пострадал и менее чем через три часа выступал перед восторженной толпой сторонников, приветствовавшей его бурными овациями.

Ашраф Гани
У оппонента Абдуллы не столь насыщенная, но по-своему не менее интересная биография. Ашраф Гани тоже участвовал в прошлых президентских выборов, но вынужден был довольствоваться 2,9% голосов, сразу же признал победу Хамида Карзая и никем не рассматривался тогда как его возможный преемник в будущем. Тем более впечатляют 31,5% голосов, отданных за него в первом туре.

В ожидании преемника

Вашингтон будет вести переговоры о постоянном базировании в Афганистане международного военного контингента с новым главой страны. Хамид Карзай... →


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа