«Яндекс», mail.ru и «Одноклассники» также входили в топ-10 сайтов по посещаемости в Украине. Пользователи в силу привычки, удобства и доступа к бесплатной музыке продолжали ими пользоваться.
По требованию российских спецслужб теперь запрещённые в Украине сервисы обязаны были предоставлять доступ к личной переписке украинских военных, госслужащих, сотрудников правоохранительных органов, не говоря уже о том, что они являются источником многомиллионной прибыли.
Потому запрет их деятельности в Украине, введённый пусть и через три года после начала войны, оправдан. Другое дело, что отсутствие законодательной базы рискует свести на нет всю пользу такого решения.
Ловля на живцаПосле блокировки российских сайтов появилась новая проблема — массовый переход пользователей на VPN-сервисы, позволяющие заходить на запрещённые интернет-ресурсы. Пользователь ставит на свой телефон или компьютер программу, создающую зашифрованный канал связи с интернетом.
С помощью такого соединения можно посещать заблокированные сайты, но возникает проблема — владелец VPN-сервиса получает доступ ко всему трафику пользователя. Иными словами, будет знать абсолютно всё о том, когда, где и на какие ресурсы заходил пользователь.
«Это угроза кибербезопасности, — говорит Анатолий Пятников, председатель Комитета по вопросам доступа к инфраструктуре телекоммуникаций Интернет-ассоциации Украины (ИнАУ). — Компании не знают, что делать с таким количеством пользователей VPN.
Например, в корпоративной сети на 17 тыс. пользователей после блокировки российских соцсетей появилось 3 тыс. постоянно сидящих в интернете через VPN. Что с этим делать? Государственной методики борьбы здесь нет».
В Сети появился браузер FreeU, продвигаемый администрацией «ВК» среди украинских пользователей. При установке браузера на компьютере появляется пакет вредоносных программ, например [email protected]
Особая угроза исходит от российских спецслужб, пытающихся сыграть на желании украинцев воспользоваться запретным плодом. Вскоре после блокировки российских сайтов в Сети появился браузер FreeU, продвигаемый администрацией «ВК» среди украинских пользователей.
Браузер разработали в mail.ru, и при его установке на компьютере появляется пакет вредоносных программ, например [email protected] «Спецслужбы РФ сознательно это делают.
Так они получают возможность попасть, к примеру, во внутреннюю сеть предприятия в обход всей политики безопасности», —объясняет опасность Максим Тульев, председатель Комитета по вопросам защиты прав человека и свободы слова ИнАУ.
Указ президента о запрете некоторых российских интернет-ресурсов вызывает массу вопросов у технических специалистов, ведь в документе главы государства нет ни чётких сроков исполнения, ни конкретной методики блокирования сайтов. Из-за этого операторы действуют наобум, подчас блокируя и незапрещённые ресурсы.
Так, после того как «Яндекс» перешёл со своих серверов на размещённые за пределами России сервера CloudFlare и Amazon EC2, которыми пользуется весь мир, включая сайты украинских госучреждений, некоторые провайдеры запретили и эти сервисы. Впрочем, после потока жалоб ошибку исправили.
«Киберполиция и СБУ звонит нам, ускоряет выполнение этого указа вместо того, чтобы вернуть ситуацию в правовое поле, — возмущается Тульев. — Ведь можно получить решение суда, соответствующий закон принять, а вместо этого мы выполняем сомнительный указ президента».
Вынужденные срочно блокировать запрещённые российские ресурсы, украинские айтишники вспоминают пример запрета YouTube властями Пакистана. В 2008 году тамошнее правительство потребовало заблокировать сервис на территории страны из-за антиисламского видео.
Провайдеры в спешке бросились выполнять решение, но допустили критические ошибки, в результате чего доступ к YouTube пропал на несколько часов по всему миру. Гарантий, что подобная история не повторится в Украине, нет.
Старые привычкиК блокировкам в интернете и заморозке счетов компаний, перечисленных в указе президента, добавилось силовое воздействие. В понедельник, 29 мая, сотрудники СБУ ворвались в украинский офис компании «Яндекс», изъяв компьютеры. На оперативном видео опешивший сотрудник объясняет силовикам, что данные обрабатываются в Москве, а в Украине нет даже техподдержки ресурса. Позднее пресс-служба ведомства СБУ сообщила, что обыск проводился в связи с обвинением в государственной измене — за то, что компания якобы незаконно собирала и обрабатывала данные украинских пользователей.
По мнению опрошенных Фокусом экспертов, аргументация, что данные собирались и передавались незаконно, выглядит абсурдно. Пользуясь сервисами, потребитель заведомо даёт согласие на использование своих данных через пользовательское соглашение. Технической необходимости в этом обыске не было. Куда более реалистично выглядит версия, что силовики усилили давление, чтобы поскорее закрыть санкционную компанию в Украине. «Государство чётко дало понять, что не желает, чтобы здесь работали российские фирмы, а СБУ использует как элемент принуждения, — рассказывает Фокусу Денис Овчаров, адвокат»Яндекса», партнёр юридической компании «Юскутум». — Если бы подозрение было реальным, логично было бы задерживать, а потом проводить обыск. А не так, что пришли, забрали серверы с предположением, что на них что-то может быть».
Пока правоохранители действуют старым проверенным способом — под любым предлогом проводят обыск
У Украины мало практики в сфере регулирования интернет-сферы. Поэтому пока что правоохранители действуют старым проверенным способом — под любым предлогом проводят обыск, изымают оборудование на экспертизу.
До Евромайдана обыскам уже подвергалась другая компания из ныне запрещённых — киевское представительство «ВКонтакте». Летом 2013-го налоговая милиция изъяла серверы компании, чтобы найти документы некой фирмы, уклоняющейся от уплаты налогов. Оборудование не вернули. Теперь же, после обысков в украинском представительстве «Яндекса», российские СМИ пишут, что киевский офис «ВКонтакте» закрывается.
Сетевая паранойяУ президентского указа о блокировании запрещённых в Украине российских компаний есть ещё один важный аспект. Следуя логике борьбы со шпионами и государственными изменниками, у силовиков появился удобный инструмент для давления на любые компании, работавшие с запрещёнными сервисами. Их точно так же можно обвинить в передаче данных стране-агрессору.
«Я поддерживаю поставленные цели — уход из российской зоны влияния — и полностью согласен с тем, что использование российских социальных сетей и других сервисов опасно, — убеждён Шон Таунсенд, хакерский активист, представитель «Украинского Киберальянса». — Но средства для этого были выбраны очень неподходящие. Общество не должно пренебрегать свободой ради временной и иллюзорной безопасности».
По его словам, защитить себя в интернете и в реальном мире Украина может и без попыток построить полицейское государство — хватило бы экономических санкций, чтобы избавиться от опасных для страны сервисов и сократить их аудиторию.
В условиях необъявленной войны с Россией регулирование интернет-пространства — необходимость. Слишком эффективно агрессор пользуется открытостью украинского интернета. Вопрос лишь в том, как далеко зайдёт государство в своём контроле над Сетью.