25 мая 2017 года на юбилейном 70-м Каннском кинофестивале прошел премьерный показ новой работы режиссера Сергея Лозницы «Кроткая», снятой в копродукции, по информации с официального сайта фестиваля, Франции, Германии, Нидерландов и Литвы. Фильм вызвал неоднозначную реакцию критики, однако, он не был освистан на премьере, как успели сообщить многие российские СМИ, а пресс-показ (не путать с премьерой!) ее завершился одновременным вялым буканьем и вялыми аплодисментами журналистов, что здесь бывает довольно часто.
Сергей Лозница упоминал, что повесть Ф.М. Достоевского «Кроткая» стала отправной точкой для создания картины, в самом фильме от произведения классика не осталось ровным счетом ничего. Фильм, снятый в жанре трагикомедии, это одновременно и одиссея главной героини в поисках своего мужа, и путь христианских мучеников побиваемых каменьями, и традиционная страшная русская сказка.
Главная героиня, имени которой нам узнать не суждено (Василина Маковцева) приходит на почту, где ей возвращают посылку, отправленную ранее мужу в тюрьму. По каким причинам вернулась посылка, почему муж ее не получил, женщине не сообщают. Начинается одиссея главной героини - путешествие в тюремный город под многозначительным названием «Отрадное», которое сопровождается встречей со странными персонажами, то ли сиренами, то ли соловьями-разбойниками. Вроде бы все происходит в реальности, но сосед женщины в поезде хорошо поставленным оперным голосом неожиданно начинает петь «Жизнь за царя», затем неожиданно перескакивает на «Марш советских танкистов», а потом и вовсе на тюремный шансон.
Тюремный городок – это уже путь христианских мучеников. Хамские сотрудники тюрьмы грубо отказывают героине в передаче посылки мужу и не объясняют, что с ним произошло.
Будет и искушение - одну ночь женщина проведет в притоне пьяниц и проституток.
И принуждение к отречению: показушно вежливые полицейские угрозами станут требовать отступиться от мужа и уехать. Даже действующая в тюремном городке правозащитная организация, отстаивающая права заключенных и их родственников, воспринимаемая местными жителями как американский агент, не сможет ей помочь. А глава местного офиса правозащитников (блистательная Лия Ахеджакова) сообщает женщине, написавшей заявление о пропаже мужа, что информация о ней попадет в «соответствующие органы» и «могут быть неприятности».
Тюрьма для местных жителей все, градообразующее предприятие, способ заработать и выжить, да и по сути сама жизнь, несмотря на всю низость, мерзость и хамство, переизбыток опустившихся алкоголиков, бандитов, сутенеров и проституток. Кажется, что воздух горошка пропитан тюремной философией. По утверждению одного из героев, тюрьма – это способ сохранить человеческую жизнь: «Так бы сгинул давно, а тут посидел от звонка до звонка – получите в полной сохранности, распишитесь».
Последние сорок минут фильма – сон героини - сказка со страшным концом, именно к ней больше всего вопросов у критиков. Сорокаминутная, резко отличающаяся от общей стилистики фильма, слишком затянутая финальная часть, это то ли булгаковский бал из «Мастера и Маргариты», то ли обращение к Гоголю.
Еще одна проблема фильма – огромное, невероятное количество клише. Причем, довольно стандартный набор – водка литрами, соленые огурцы банками, народные русские песни, скоморошество, тройка – Русь. Но, сожалению, все это не переплавляется в художественные образы. Пожалуй, главная претензия к фильму - режиссеру не удалось достичь того уровня метафоричности, когда фиксация и обличение пороков общества становится искусством.
Картина «Кроткая», это жесткая критика современного общества, находящегося под тотальным контролем государства. По утверждению режиссера, действие происходит в современной «условной России», но исключительно потому, что она ему хорошо знакома, а в принципе подобное случается в любой стране мира, где государство подавляет права человека.
Автор: Матвей Ромодановский