ЛОНДОН – В понедельник, канцлер Германии Ангела Меркель, вырыла первую лопату земли на месте строительства в окрестностях Берлина завода стоимостью 500 миллионов евро ($543 миллионов) по производству литий-ионных аккумуляторов для Daimler.
Завод отмечает наступление в Европе эпохи гигазаводов по производству аккумуляторов, которые бросят вызов Tesla, строящей в настоящее время свой «Гигазавод» в неваде, чем ускоряется переход к использованию «зеленой» энергии как в автомобилях, так и хозяйствах.
Завод, расположенный в 130 км к югу от немецкой столицы отмечает сдвиг в сторону использования аккумуляторов как со стороны автопроизводителей, так и энергетических компаний. Технология имеет критическое значение для следующего поколения «зеленых» автомобилей и для хранения энергии генерируемой ветряными и солнечными фермами, для их использования в наиболее подходящее время. С учетом того, что обе доминирующие на рынке индистрии идут в одном и том же направлении, очевидно, что стоимость аккумуляторов будет резко падать, считают в Bloomberg New Energy Finance (BNEF).
«По мере снижения цены аккумуляторов и роста их емкости, к 2030 году появятся более дешевые аккумуляторные электрические автомобили, чем их топливные эквиваленты», - сказал Николас Соулуполус, аналитик лондонского исследовательского подразделения Bloomberg LP.
Глобальные мощности по производству аккумуляторов более чем удвоятся к 2021, достигнув 278 гигаВатт.час, с порядка 103 гигаВатт.час на сегодня, по данным BNEF. Как ожидается, к тому времени доля европейского рынка почти удвоится, с 2.5 процентов на сегодня.
Ожидается, что крупномасштабные заводы (гигазаводы) планирующиеся в Швеции, Венгрии и Польше, не считая Daimler-овский завод в Германии, обеспечат растущий спрос таких автопроизводителей как Volkswagen Group и Renault. Это сократит стоимость литий-ионных аккумуляторных пакетов на 43 процента и превратит электрические автомобили в мейнстрим, считают исследователи.
Для применения в хозяйствах, более дешевые аккумуляторные батареи снизят стоимость аккумуляторных устройств, что сгладит переменные нагрузки на сеть питаемую из возобновляемых источников. Enel, крупнейший дистрибьютор в Италии, сочетает аккумуляторы с ветряной фермой для улучшения прогнозируемости подачи энергии в сеть на 30 процентов.
«Аккумуляторные батареи очевидно являются ключем для распространения возобновляемых источников энергии», - сказал Рикардо Аморосо, глава по инновациям Enel. «Мы получили впечатляющие результаты от пилотной программы индустриального масштаба, особенно по части увеличения программируемости и улучшения непрерывности и равномерности».
Зеленая энергия
Производимые на гигазаводе аккумуляторы будут использоваться Daimler-ом, в автомобилях, а также совместным предприятием Mercedes-Benz с производителем крышевых солнечных батарей Vivint Solar для производства домашних систем хранения электроэнергии.
Завод будет управляться дочерним предприятием Daimler, Accumotive. Он будет поставлять литий-ионные аккумуляторы для электромобилей Mercedes-Benz и Smart, а также систем хранения энергии Mercedes и 48-вольтных систем автопроизводителя для плагин гибридов.
После демонстрации концепта Generation EQ (на заголовочном фото) на Парижском автосалоне 2016 Daimler заявил, что они планируют вывести на рынок более 10-и новых электрических автомобилей к 2022 году. Внедорожник будет первым из 10 запланированных кроссоверов, седанов и компактов, начиная с 2019 года. Модели станут частью линейки, которую Mercedes будет продавать под новым суббрендом EQ.
«Смотря вперед на несколько лет, с учетом усиления проникновения электромобилей на рынок, ясно, что нагрузка на сеть увеличится, которая станет нуждаться в поддерживающих хранилищах для энергии», - сказал Борис вон Борманн, генеральный директор Mercedes-Benz Energy Americas.
В январе завод Tesla (стоимостью $5 миллиардов) был готов на треть и после того как заработает, обеспечит емкости объемом до 35 гигаВатт в год, достаточно для планируемого производства 500,000 машин в год. Благодаря этому автопроизводитель из Пало Альто, Калифорния, станет поставщиком No. 2, после LG Chem. Однако Tesla планирует также строительство дополнительных гигазаводов.
«Позднее в этом году мы ожидаем завершить подбор места для гигазаводов 3, 4 и вероятно 5 (гигазавод 2, - это солнечная электростанция Tesla в Нью Йорке)», - было написано в письме компании за четвертый квартал для акционеров.
Масштабы инвестиций Daimler меньше, и компания пока не сообщает своих планируемых мощностей. Volkswagen ведет переговоры с производителями аккумуляторов по возможному совместному предприятию и планирует создание завода прототипа в Германии, для получения опта. Стокгольмский стартап NorthVolt, учрежденный одним из бывших руководителей Tesla, также анонсировал свои планы по строительству в Швеции завода стоимостью 4 миллиарда евро к 2023 году.
Увеличения производства литий-ионных аккумуляторов для автомобилей поможет сократить цены на аккумуляторы для всех пользователей, создав более доступные аккумуляторные мощности как для домашнего использования, так и для сети.
В результате, электрические автомобили станут конкурентоспособны с бензиновыми или дизельными машинами уже в следующем десятилетии. Аккумуляторные батареи – наиболее дорогая часть плагин гибридов, на которую приходится около трети всей стоимости автомобиля. Таким образом, планируемое снижение цены литий-ионных аккумуляторных батарей на 43 процента к 2021 году, сократят стоимость кВт.часа до $156 с $273 на сегодня.
Безусловно, более широкое использование ионно-литиевых батарей все еще находится на ранней стадии развития, и существуют потенциально конкурирующие технологии. Остается открытым вопрос, может ли когда-либо быть выгодным хранение энергии для потребителей или коммунальных услуг в больших масштабах.
Тем не менее, аккумуляторные заводы строятся автопроизводителями, стремящимися к электрическому будущему. Согласно плану BNEF, гибридные модули могут составить пятую часть продаж новых автомобилей, или 21 млн. машин к 2030 году. Визит Меркель на завод Daimler подчеркивает, что ее правительство намерено к 2030 году видеть 6 миллионов электромобилей на дорогах Германии.