В понедельник в Пекине завершился двухдневный форум стран-участниц проекта Новый шелковый путь, который был запущен властями Китая в 2013 году и предполагал создание сухопутного транспортного коридора из КНР в Европу, в том числе через территорию России.
Удачно вписанный в поворот внешней политики на Восток, китайский Шелковый путь сразу же получил одобрение на самом высоком уровне российского руководства и рассматривался как источник живительных иностранных инвестиций в условиях санкций Запада.
На саммита-2017 российскую делегацию в Пекине возглавлял президент Владимир Путин. В своем выступлении он заявил о застое мировой экономики, ответом на который должно стать создание евразийского партнерства, которое бы изменило ландшафт континента.
Председатель КНР Си Цзиньпин на итоговой пресс-конференции провозгласил успех как саммита, так и проекта в целом, пообещав инвестировать в инфраструктурные проекты, укрепление взаимных связей и борьбу с бедностью.
Новая порция деклараций от российских и китайских официальных лиц призвана замаскировать тот факт, что на деле проект китайского Шелкового пути остается химерой, отмечают аналитики Сбербанка России.
Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана составляет лишь 1,6%. Приток инвестиций также не состоялся.
Два года назад Китай объявил о создании Фонда Шёлкового пути (ФШП) объёмом 40 млрд долларов и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долларов.
Но ФШП за все время своего существования поучаствовал лишь в 5 проектах, а АБИИ выдал кредитов всего на 2 млрд долларов.
По итогам 3,5 лет, не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных экономических коридоров - Китай-Россия-Монголия, Китай-Центральная Азия-Западная Азия и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов «Пояса и пути», хотя изначально они таковыми не были, - говорится в обзоре Сбербанка.
В проект Шелкового пути планировали включить строительство ВСМ Москва-Казань, финансировать которую, как ожидалось, будут частично китайские банки. Но Китай потребовал заметную долю в доходах и предоставление госгарантий на случай финансовой неудачи проекта. Российская сторона отказалась принять такие условия, и проект был заморожен.
Отчасти проблемы финансовые, объясняет руководитель программы «Россия в АТР» Московского центра Карнеги Александр Габуев: морской маршрут по-прежнему в 1,5 раза дешевле сухопутного.
Хотя проект «Пояса и пути» не выглядит экономически успешным, он остаётся одним из важнейших политических проектов Китая и декларации о его продвижении станут одним из важнейших аргументов в пользу вероятной пролонгации полномочий Си Цзиньпина, которая, как ожидается, произойдёт осенью 2017 года на 19 съезде КПК, отмечают в Сбербанке.





