Исполнитель: Копенгаген, Название: «м», Стиль: инди-рок, Год: 2017
Обложка диска. Предоставлено издателем
Питерская группа «Копенгаген» то ли растет, то ли деградирует вместе со скандинавской страной, в честь столицы которой некогда назвалась. А точнее сказать, стоически проходит все круги ада и преодолевает испытания.
Изначально музыканты опирались на выкладки некоего полумифического Института Счастья о том, что 98% жителей Дании довольны абсолютно всем. Но где-то на периферии их первых массово изданных релизов маячили и мысли о самоубийстве, которыми одержимы сегодня многие потомки викингов. Теперь же Дания характеризуется экспертами как государство, 500 тысяч жителей которого сидят на антидепрессантах. Между депрессивными тенденциями и хрупкими попытками их преодолеть балансирует и альбом «100 лет одиночества».
Балом правит здесь Его величество Апокалипсис. Участники «Копенгагена» не скупятся на цветистые образы, знаменующие гибель мира. Земной шар у них то катится по горному серпантину, то сплющивается, как в архаических мифах, то попросту отправляется спамом в корзину. Состояние общества описывается как «время великих депрессий», предсказанное еще Фридрихом Ницше. Эпиграф из него «нет пастуха, одно лишь стадо — каждый желает равенства, все равны!» предваряет альбом. А в одной из песен содержатся прямые отсылке к трактату «Так говорил Заратустра».
Вот здесь, на наш взгляд кроется некая червоточина в концепции альбома. Как можно объявлять истиной в последней инстанции мыслителя, который, не разобравшись в себе, ринулся поучать мир и закончил дни в психушке? Отсюда и неизбежная дезориентация героя песен, который, с одной стороны, пытается возвести вокруг себя идеальный мирок, но, с другой, понимает, что идея Утопии тянет человечество на дно, а Изумрудный Замок, в чертогах которого чистые души не раз находили покой, безвозвратно разрушен. Все эти выводы проходят красной нитью из песни в песню и в итоге становятся не менее запрограммированными, чем приоритеты обрыдшего «Копенгагену» окружающего мира. Пожалуй, в дальнейшем им честнее ориентироваться не на Ницше, а на франшизу «Терминатор», герои которой всю дорогу испытывают те же проблемы.
В музыкальном отношении «100 лет одиночества» повторяет линию предыдущих двух пластинок, и за это музыкантам респект. Единожды найденный компромисс между инди-роком и альтернативой по-прежнему работает неплохо. Но новые краски тоже нужны, и парни их ищут. Из этой серии — детский хор и струнные в «Египетском песке». Слушая эту красивую вещь, понимаешь, что можно пожелать группе больше личностных песен. И она отчасти удовлетворяет этот запрос в бонусной «100 лет одиночества», где с помощью культурных кодов Есенина и Маркеса описан Питер. Судя по тому, что именно бонус дал название всему альбому, «Копенгаген» движется в правильном направлении!