Губернатор Удмуртии Александр Соловьев арестован и снят с должности в связи с утратой доверия. Дело привычное. Идет переконфигурация правящей знати, и кто-то попадает под раздачу.
Но есть здесь один показательный момент. Единая Россия, которая как всегда ни сном ни духом, задумалась о приостановке членства в партии свежеиспеченного арестанта. А до ареста претензий к нему у партийного руководства, значит, вовсе не было, ибо не пойман – не порочен! То есть ЕР не выполняет главную свою функцию – партийного контроля.
Элита должна проходить периодическую чистку (а еще лучше – постоянную и системную). Это вопрос социальной гигиены. Элиты во всех странах мира всегда равнее остального населения. Но чем цивилизованней страна – тем меньше разрыва между элитой и всеми остальными в плане ответственности перед законом. Однако этот разрыв все равно есть – и, скорее всего, будет всегда.
А потому иногда довольно сложно использовать против высокопоставленного чиновника правовые механизмы чистки – особенно в авторитарных государствах. И тогда возникают институты, позволяющие компенсировать правовые нормы и механизмы.
В СССР таким институтом была компартия, членство в которой только и позволяло (за редчайшими исключениями) занимать высокие посты. Это был и механизм контроля, позволявший оценивать руководящее лицо не только с уголовно-правовой точки зрения, но и по другим статьям – морально-политической или этической. И нескромное поведение в быту, зародыш более серьезных прегрешений – что не могло караться по закону – легко становилось предметом обсуждения в парторганизации.
При этом список оснований, по которым следовало положить партбилет на стол, был гораздо более обширным, чем перечень статей УК. А исключение из партии означало чаще всего конец карьеры – самый страшный сон вкусившего сласть власти человека.
Эта контрольная функция, служившая реальным механизмом очищения – и была одной из важнейших в компартии. Да, она действовала не самым идеальным образом – но по крайней мере была.
Сегодняшняя партия номенклатуры ЕР создана по образцу КПСС. Принадлежность к ней является непременным атрибутом руководящей должности, свидетельством лояльности правящей системе. Однако ЕР оказалась крайне однобокой: функция контроля за номенклатурой у нее выключена – что вообще ставит под вопрос сам смысл ее существования.
Слова Черномырдина: Какую бы партию мы ни строили, все равно получается КПСС, – к нынешним партиям власти применить на самом деле нельзя. Правящая группировка взяла от прежней системы лишь привилегии, а ответственность за свои действия вовсе исключила. Механизм системных чисток номенклатуры ликвидирован – репрессии против отступников проводятся выборочно, чаще всего в итоге поражения в аппаратной борьбе. В КПСС это тоже было одним из факторов отлучения от власти – но только одним из многих.
В итоге нынешняя борьба с коррупцией и прочими негативными явлениями не имеет ничего общего с действительным очищением рядов. Нет механизма – нет и борьбы. И в этом смысле ЕР – абсолютно бесперспективное и бессмысленное образование даже с точки зрения управления элитой. Единственная ее функция сегодня – некий коллективный сговор власть имущих с целью повязать их некой коллективной безответственностью.
Поэтому ЕР и продолжает худо-бедно оставаться на плаву, хотя, как видно, ее безыдейная и продувная суть все более нуждается в каких-то механизмах контроля уже над ней самой – типа того же ОНФ. Однако и эти механизмы не являются системными, что делает уже их существование столь же бесперспективным.
Отсюда и ныне наблюдаемый перекос в пользу партии силовиков, которой Путин занимается все больше, явно отчаявшись как-то исправить ЕР и выказывая ей чисто формальную поддержку. А как еще ему к ней относиться, если она плетется далеко позади силового паровоза: пока тот не наедет на очередного вора, он все будет числится морально устойчивым и преданным партии и лично.
Тот же удмуртский губернатор, избранный всего пару лет назад с подачи ЕР и по рекомендации члена Совфеда единоросса Чекалина – лучший пример провальной кадровой политики единороссов. Не мог же ныне арестованный Соловьев, человек преклонных лет, за два года своей власти так глубоко перековаться – из праведника в негодяя! Как и партийная верхушка не могла не знать его былых повадок – но вместо того, чтобы выписать ему волчий билет, она выписала ему путевку в губернаторы!
Вот те, бабушка, и правящая партия! Такой, как говорится, чемодан без ручки – и выбросить его в силу понятных идеологических причин нельзя, но и тащить дальше тоже невозможно!





