В галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста, одного из
наиболее дорогих и известных современных художников. Херста в Россию привозят
не в первый раз: до этого были ретроспектива в Русском музее, небольшая
экспозиция в галерее «Триумф», а также коллекция самого художника в МАММ. На
этот раз посетителям представят наиболее значимые работы 2008 года, проданные
самим художником на персональном аукционе Sotheby's в том же году.
Дэмиена Херста можно в полной мере считать олицетворением Young British Artists
—поколения уже не молодых, но весьма успешных художников, чей пик
расцвета пришелся на 90-е годы. Среди них — Трейси Эмин с неоновыми надписями, Джейк и Динос Чепмены с любовью к маленьким
фигуркам и десяток других мастеров.
Работы Херста можно разделить на несколько жанров. Помимо аквариумов с формальдегидом выделяют «вращения» и «пятна» — последние выполняют помощники художника в его студии. Тему жизни и смерти продолжают бабочки. Здесь и калейдоскоп наподобие витража в готическом соборе, и грандиозная инсталляция «Влюбиться или разлюбить» — комнаты, полностью заполненные этими насекомыми. Ради создания последней Херст принес в жертву около девяти тысяч бабочек: в галерею Тейт, где проходила ретроспектива, ежедневно привозили 400 новых насекомых на замену погибшим.
Еще одно известное произведение Херста (и тоже во всех смыслах дорогое) — череп, усыпанный восемью с лишним тысячами бриллиантов. Свое название работа получила из Первого послания Иоанна — «Ибо это и есть любовь к Богу». Это снова отсылает нас к теме бренности жизни, неизбежности смерти и рассуждений о сути бытия. Во лбу черепа располагается бриллиант стоимостью в четыре миллиона фунтов стерлингов. Само изготовление обошлось Херсту в 12 миллионов, а цена за произведение составила в итоге около 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов).
«История становления Херста это пример идеального сценария для любого современного художника, в котором грамотный маркетинг сыграл едва ли не ключевую роль, - говорит дизайнер Аника Керимова, побывавшая на выставке художника. - Спад интереса к Херсту стал наиболее очевидным в последние пять лет после очередной выставки в White Cube— напор критиков стал более ощутим, изобретательность Херста уже не поражала пресыщенную публику, а аукционные рекорды перешли к другим игрокам — Рихтеру, Кунсу и Капуру. Так или иначе, ореол славы Херста продолжает распространяться на его старые работы, которые сегодня можно посмотреть в галерее Татинцяна. Впереди у Херста и новые проекты — в преддверии Венецианской биеннале художник открывает большую выставку в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, которые по его словам являются «плодом десятилетия работы». Так что, вполне вероятно, все снова заговорят о Дэмиене Херсте».