В понедельник в Госдуму будет внесен законопроект, запрещающий суррогатное материнство. Инициатор изменений —сенатор Антон Беляков, который считает, что наша страна стала центром «репродуктивного туризма», но отношения участников этого бизнеса почти не регулируются государством. В результате остаются без должной юридической защиты и суррогатные матери, и генетические родители, а также дети, рожденные таким способом. Законопроект поддерживает Русская православная церковь, но медики и юристы выступают против запрета.
Свое предложение Антон Беляков основывает на том, что оказание услуг суррогатного материнства в России производится сейчас по гражданско-правовому договору. Он допускает закрепление любых обязанностей и прав сторон, но не гарантирует при этом их строгоговыполнения.
Для передачи ребенка от суррогатной мамы к родителям-«заказчикам» не требуется даже процедура усыновления. При этом в соответствии с Семейным кодексом РФ биологические родители могут забрать новорожденного из роддома только после того, как суррогатная мать даст на это согласие. Это часто приводит к тому, что суррогатныематери начинают шантажировать биологических родителей.
По мнению сенатора, всёчаще к услугам наших соотечественниц, вынашивающих «детей на заказ»,прибегают иностранные пары. Относительная дешевизна и отсутствие законодательных ограничений уже сделали Россию одним из центров так называемого репродуктивного туризма.
«Многочисленные научные исследования доказали формирование связи ребенка с матерью на пренатальной стадии его развития, - комментирует общественный деятель Мария Андреева, - прерывание этой связи влечет существенный стресс для ребенка и другие негативные последствия.
Возникает психологическая связь. Она не может быть предметом договора, который рассматривает суррогатную мать как простой инкубатор. Это унижает достоинство женщины, предоставляющей свой организм для коммерческого использования. Именно поэтому Церковь не может благословить обращение своих верующих к услугам суррогатного материнства».